Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
25 февраля 2004 (7)
К. Раткевич.

Что может и чего не может себе позволить порт Архангельск?

Если вспомнить, сколько раз проблемы порта Архангельск выносились на обсуждение на разных уровнях власти, сколько было сказано, сколько было сделано заявлений (и на самом верху, в том числе) - не останется сомнений в том, что развитие порта считается одним из важнейших условий развития экономики региона в целом.

Вот и на прошлой неделе в областной администрации состоялось очередное заседание Совета по организации и координации работы предприятий водного транспорта. В повестке дня были заявлены три частных вопроса: о мультимодальных перевозках через Архангельский порт, о работе ледоколов и - последним - о подготовке флота Северного речного пароходства к пассажирским перевозкам в летнюю навигацию. Как это обычно бывает, информация по частным вопросам плавно перетекла в обсуждение насущных проблем - как общих для всех участников транспортного процесса, так и для каждого в отдельности. Разговор, тем не менее, получился конструктивный.

О перевозках мультимодальных и не только

Мультимодальными называются перевозки, при которых на всем маршруте, вне зависимости от количества пунктов перевалки, всю ответственность за груз берет на себя один перевозчик и он же выдает документ (сквозной коносамент) на сопровождение груза. Сохранность груза при мультимодальных перевозках легче всего обеспечить, используя контейнеры. ОАО "Северное морское пароходство" с приобретением собственного контейнерного поезда стало одним из крупнейших в области операторов именно таких перевозок.

Пароходство - не первый в области оператор, принявший такую схему. Доклад Альберта Кысина, директора департамента эксплуатации флота ОАО "Северное морское пароходство", содержал достаточно интересную и многообещающую статистику: так, если в 2002 году через Архангельский порт было перевалено 3725 TEUS (условных двадцатифутовых контейнеров), то в прошлом году - уже 5904 TEUS, причем объем импорта был выше объема экспорта. 60 % импорта и до 40 % экспорта контейнеризированных грузов обеспечила нашему порту экспедиторская компания "Беломортранс" - агент транснациональной транспортной компании "P&O Nedlloyd". Перевозка контейнеров морем осуществляется линейными судами СМП, благодаря чему значительно уменьшается транзитное время. Есть и резервы для роста: в настоящее время контейнерный терминал ПРР Экономия загружен на 25-30 % проектной мощности. Законсервированы 1-й причал района (так называемый "контейнерный") и два мощных контейнерных перегружателя. Ввод их в строй будет рентабелен только при условии адекватной загрузки терминала.

По словам Альберта Кысина, основным препятствием для дальнейшего роста объема контейнерных перевозок через Архангельск могут стать высокие портовые сборы. Так, стоимость судозахода в Архангельск составляет $19500, в то время как в порт Санкт-Петербург $10350. Стоимость же судозахода в основные европейские порты, работающие с большими объемами контейнеризированных грузов, - Роттердам и Антверпен - составляет $10100 и $8900 соответственно. Причины такой разницы в рамках этой статьи разбирать не стоит - не хватит и всей газеты. Пока кардинально изменить ситуацию не представляется возможным, поэтому сегодня единственный разумный путь - распоряжаться имеющимися производственными ресурсами максимально эффективно. Согласитесь, это логично: если порт стоит дороже сам по себе, значит привлечь сюда клиента можно только за счет более качественной работы.

- Говорить, что Архангельский порт обходится слишком дорого для тех, кто оплачивает судозаходы, можно долго и много, - такова точка зрения на проблему генерального директора ОАО "Архангельский морской торговый порт" Владимира Титова. - Но вместо того чтобы говорить, нужно делать - искать выходы, использовать систему льгот, улучшать качество, скорость обработки судов. Наша цель - предлагать клиентам наиболее привлекательные условия.

За прошедший год ОАО АМТП впервые за последнее десятилетие перевалило более миллиона тонн грузов. Это, по словам В. Титова, - предел безубыточной работы порта, не более 30 % загрузки проектных мощностей Бакарицы и Экономии.

- Одних наших усилий для привлечения грузов в Архангельск недостаточно, - уверен генеральный директор АМТП. - Только совместно мы сможем достойно конкурировать с другими портами. Сейчас наметились пути постепенного сближения ОАО "Архангельский морской торговый порт" и ОАО "Северное морское пароходство". Контейнерный поезд - это важный шаг для увеличения грузооборота порта. В конце концов, он выгоден всем: и грузовладельцу, и перевозчику, и нам. Время обработки контейнера в Питере в среднем достигает 15 суток, мы же способны обработать его за 3-5 суток. Вопрос в слаженности и согласованности работы всех звеньев этой транспортной цепи.

Владимира Титова поддержал В. Некрасов, генеральный директор уже упомянутого "Беломортранса". По его словам, потенциальные клиенты порта проявляют огромный интерес к Архангельску. Стимулом для увеличения экспорта (и импорта, кстати) контейнеризированных грузов через наш порт может стать желание и возможность местных грузоотправителей отправлять за границу готовую продукцию: сухую доску, картон, бумагу, фанеру - в контейнерах. Сегодня, при наличии более-менее отработанных схем обработки контейнеров и согласовании их отправки с заходами в Архангельск линейных судов СМП, наш порт, действительно, может делать это быстрее, чем Санкт-Петербург. Кроме того, имеющиеся мощности свидетельствуют: порт способен обрабатывать в три, в четыре раза больше контейнеров, чем он обрабатывает сегодня. Существующие линии из Архангельска на Антверпен, Роттердам, Гамбург могут с одинаковой эффетивностью использоваться как в "ту" (экспорт), так и в "другую" (импорт) сторону. Наличие достаточных объемов импорта позволит снизить ставку фрахта и убрать еще одно препятствие для клиента. Судовладельцам, портовикам, агентам нужно найти баланс между относительной "дороговизной" порта и выгодами для клиента, и не тянуть одеяло на себя. Тем более, что областная власть, по-видимому, понимает проблемы транспортников региона и готова помочь.

"Ледокольная сиеста" закончилась

Ползимы простоявший без дела "Диксон" 12 февраля вышел на первую ледовую проводку. Сегодня у него уже достаточно работы. Нельзя сказать, чтобы ледокольщики были недовольны экстремально мягкой зимой, но стоять у причала почти до середины февраля как-то, право, неудобно: Хватает работы и портовым ледоколам - "Капитан Чадаев" и "Капитан Евдокимов" оказываются меж двух огней: бывает, что одновременно нужно без задержек провести лесовоз на Бакарицу или 3-й лесозавод и встретить у приемного буя танкер, идущий под погрузку на нефтетерминал "Роснефти" в Талагах. Арифметика тут простая: от приемного буя до Бакарицы около 40 миль, от Бакарицы до нефтетерминала - все 60. Вот и приходится нашим ледоколам "бегать" туда-сюда, "обижая", по словам заместителя капитана порта Архангельск Геннадия Богданова, то лесников, то "Роснефть". Посетовал он и на недостаток буксирного флота, хотя это, пожалуй, не очень справедливо - сейчас буксиры "Моржовец" и "Грумант" находятся на ремонте, а без него (ремонта) они просто не имели бы права выйти на акваторию: это плановые работы на подтверждение документов Регистра.

В сущности ледоколы, находящиеся в управлении Штаба ледокольных операций (а он работает еще с 15 декабря), справляются с возникающими проблемам. Но по-прежнему недостает одного линейного ледокола, который, если бы работал в паре с "Диксоном" (то есть на участке от северной кромки льдов до приемного буя), смог бы значительно ускорить обработку судов. Ведь с одним ледоколом даже при нынешней мягкой зиме простои судов на входе и выходе неизбежны. А если учитывать те объемы (4-5 миллионов тонн в год), которые заявляет на перспективу ОАО "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", обязательно нужен еще один ледокол, работающий в Белом море. Впрочем, таковой для этих целей приобретен был, фактически на деньги "Роснефти". Его отремонтировали в Польше, переименовали в "Талаги", и в начале зимы он пришел в Архангельск.

Совсем немного времени спустя он уже работал в Мурманске - помогал в постановке у Белокаменки танкера- накопителя дедвейтом в 360 тысяч тонн (об этом проекте "Роснефти" "МС" уже писал). К танкеру-гиганту уже пошли первые "челноки" из Архангельска, а "Талаги" скоро вернется в Архангельск, и здесь его ждет особый "экзамен". Новичок должен будет доказать, что способен стать парой "Диксону" - его возможности будет испытывать особая комиссия. Впрочем, условия будут почти "тепличные" - по заявлениям метеорологов, в этом году толщина льда вряд ли превысит полметра. Не повторится и катастрофиче-ская ситуация прошлого года с "закупоркой" Двинского залива льдом после продолжительных северо-западных ветров. В этом году прогноз куда более благоприятный: синоптики утверждают, что преобладать будут восточные и юго-восточные ветры.

Пока зимняя навигация складывается как нельзя более удачно для Архангельского порта. Посмотрим, что будет в марте-апреле. Ждать осталось недолго.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя