Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
4 февраля 2004 (4)
Е. КОВАЛЁВА.

Славная история водолазной службы Севера

Зарождение и развитие аварийно-спасательной службы Северного морского пароходства связаны с активным ростом мореплавания на Севере в послевоенный период.

В это время Архангельский порт набирал обороты, пароходство активно пополнялось новым флотом, резко возросли экспортные перевозки лесных грузов, стали частыми заходы иностранных судов.

Возросла интенсивность судоходства - увеличилось и число аварийных ситуаций. На Северном морском бассейне возникла необходимость организации особой спасательной службы. По решению руководства Северного морского пароходства в сентябре 1957 года в Архангельском управлении морских путей была создана служба аварийно- спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ. В актив нового отряда передали лоцманский катер и разъездной теплоход "Кавказец". На этих судах разместили две водолазные станции.

Работа для водолазов нашлась сразу. Уже в навигацию 1958 года в проливе Югорский Шар наш отряд снимал с мели аварийный обстановочный плашкоут речной экспедиции. На плашкоуте пришлось заделать пробоины и откачать воду из трюмов, после чего его доставили в порт Нарьян-Мар.

С конца 50-х пополняется материальная база отряда. Приобретаются буксирный пароход "Поной", три водолазных теплохода типа "ВМ" (водолазный морской бот) и два мор-ских буксира-спасателя типа "Атлант" мощностью по 2200 лошадиных сил - "Тритон" и "Протей".

В 1959 году Министерство морского флота приняло решение о формировании на морских бассейнах страны единой комплексной службы по охране человеческой жизни на море и выполнению подводно-технических работ для народного хозяйства. Такими подразделениями и стали экспедиционные отряды АСПТР.

В 1960 году начальником отряда стал Н. И. Сидоров. У спасателей появилась своя береговая база, где были построены два склада и оборудован причал. Наличие большого количества судов, техники и оборудования позволило ЭО АСПТР СМП значительно расширить сферу производственной деятельности и увеличить объемы выполняемой работы. Водолазные станции и морские буксиры-спасатели работали круглый год, и не только в портах Архангельской области, но и далеко за ее пределами - в Тикси, Дудинке, Игарке, Салехарде, Певеке.

Одной из самых сложных и ответственных задач отряда стала ликвидация боеприпасов времен Первой мировой войны на Бакарице и Экономии. Артиллерийские снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны, пороховые заряды пролежали под водой более полувека. Смертоносный клад находился в слое грунта, и чтобы добраться до него, водолазы использовали гидроразмыв. Со дна реки взрывоопасные "игрушки" поднимали вручную. Работы длились пять лет. На поверхность было поднято и сдано пиротехникам на уничтожение более тридцати тысяч взрывоопасных предметов.

За ликвидацию подводного "арсенала" двенадцать работников ЭО АСПТР СМП награждены правительственными наградами. И. Х. Тангаличев и Ф. М. Сафонов - орденом "Знак Почета" и десять человек - медалью "За боевые заслуги".

Водолазы ЭО АСПТР принимали самое активное участие в строительстве железнодорожного моста через Северную Двину. Самым сложным при ведении подводных работ на строительстве моста были большие глубины (20-27 метров), сильное течение на оси фарватера и низкие температуры воздуха зимой. Один из показательнейших примеров того, в каких условиях доводилось работать нашим водолазам - случай, когда при погружении 54-метрового элемента конструкции опоры в слое грунта обнаружились камни, которые препятствовали дальнейшему ее погружению. Для удаления возникшего препятствия требовался спуск водолаза под воду, причем - внутри конструкции. Большое мастерство в выполнении этой работы проявил старший водолазный специалист Иван Васильевич Зеленкин. Его на беседке подняли краном по наружной стороне опоры вверх на 27 метров, а затем, уже внутри опоры, опустили на 54 метра вглубь. Внутри металлической трубы водолаз опустился под воду на 27 метров, и препятствие было успешно устранено.

До начала семидесятых годов водолазы ЭО АСПТР выполняли большой объем по подводному судоремонту. Особое место занимали подводная электрорезка и электросварка металла. Позже эти работы стали выполняться на судоремонтном заводе "Красная кузница".

Славная история водолазной службы ЭО АСПТР - это прежде всего люди, создававшие эту службу и работающие в ней сегодня. Нельзя не упомянуть имена ветеранов водолазного дела Виктора Николаевича Чехова, Анатолия Петровича Коваленко, Михаила Аркадьевича Чувакорзина и Владимира Семеновича Черного.

Сегодня водолазная служба ЭО АСПТР оснащена лучшей импортной техникой, которая позволяет выполнять работы на глубинах до 60 метров. Для работы с судами ЭО АСПТР имеет "Свидетельство о признании" Российского морского Регистра судоходства, что дает право производить освидетельствование подводной части судов на плаву с применением подводного цветного телевидения. Все работы выполняются в соответствии с международным стандартом качества ИСО 9002. Водолазная служба ЭО АСПТР имеет признание МЧС России. Все виды услуг, водолазное оборудование и специалисты сертифицированы системой "Спрут". Руководит службой Вячеслав Константинович Тур, водолазный специалист с большим опытом.

В 2003 году водолазы ЭО АСПТР провели ряд сложных подводно-технических работ по заказу Севмашпредприятия, участвовали в очистке и ремонте водозаборов Архангельского ЦБК в Новодвинске.

У отряда впереди - еще много ответственной и сложной работы. Северное морское пароходство сумело сохранить костяк классных специалистов, и все они востребованы - водолазам работа найдется всегда.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя