Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
10 марта 2004 (9)
По материалам Internet.

Греческий якорь

В мировой истории военного флота есть примеры подлинного героизма, есть страницы трагические и - как от века заведено - комические. Сегодня мы хотим рассказать о случае, который иначе как смешным не назовешь.

Эта история случилась в начале прошлого века, за два года до Первой мировой войны.

Тщеславная и наивная эпоха колониальных империй доживала по-следние годы. Война была неизбежна.

Это были времена стальных гигантов - линкоров-дредноутов. Эскадры закованных в броню тридцатитысячетонных громадин определяли тогдашнюю мировую политику. Великобритания и Германия строили колоссальные флоты, в которых насчитывались десятки дредноутов, и каждый последующий был больше, быстроходнее, лучше вооружен и защищен, чем предыдущие. Это была настоящая гонка вооружений. Разумеется, не отставали от лидеров и европейские страны поменьше - свои собственные дредноуты строили Франция и Австро-Венгрия, Италия и Испания. Вспышки коллективного милитаристcкого безумия не избежала даже скромная Греция, в 1912 году заказав в Германии линкор "Саламис", а в 1914-м, уже во Франции, - 23500-тонный "Василеос Константинос".

За несколько лет до этого в состав греческого флота вошел один из сильнейших в мире крейсеров того времени - "Георгиос Аверов". Верфь "Орландо" строила его для итальянского флота, но в октябре 1909 года крейсер купил греческий миллионер Георгиос Аверов и передал его в состав военного флота Греции. Корабль без лишних сантиментов назвали в его честь. Неплохой, прямо скажем, подарок родине!

Во время Балканских войн "Аверов" был флагманским кораблем греческого флота, участвовал в боях с турецким флотом у Дарданелл зимой 1912-13 года.

А история, ради которой мы повели наш сегодняшний разговор, случилась с "Аверовым" несколько раньше. История, скажем прямо, некрасивая, но: Все по порядку.

В 1912 году броненосный крейсер "Георгиос Аверов" отправился к берегам Великобритании. Здесь на традиционном международном морском параде на Спитхедском рейде флагман греческого флота должен был представлять свою державу.

По пути в заливе Святого Георга с "Аверовым" случилась неприятность. Потеряли один из носовых якорей. Потеря, скажем прямо, для крейсера не самая фатальная. Но не за сутки до международного парада!

Всего становых якорей у нашего грека было пять - три с носа, два с кормы. Вполне по силам было "Аверову" обойтись оставшимися, но в том-то и беда, что отсутствие одного из становых якорей на большом параде - грубейшее нарушение мор-ского этикета. А к "Аверову", как к новичку, присматриваться будут особенно пристально. И не дай бог, заметят изъян - разговоров не оберешься!

Портовые буксиры обшарили дно залива вдоль и поперек, но якорь - буквально - как в воду канул. Подходящего запасного нашему греку в портовых арсеналах подобрать не удалось - якоря ведь, как штучные ботинки, делаются по точному промеру, с обязательным расчетом веса. И на "Аверова", как назло, подходящего не нашлось. Что делать? Заказывать якорь казенным мастерским - дело хлопотное и долгое. Времени же на официальное оформление заказа было кот наплакал, да и изготовить становой якорь - не гвоздь загнуть. Пришлось "Аверову" выкручиваться самостоятельно. И выкрутился ведь... почти!

На следующий день "Аверов" вошел на Спитхедский рейд с полным комплектом якорей установленного образца. Один, два, три, четыре: пять! - считали организаторы парада, извещенные о случившемся накануне несчастье. Под звуки военного оркестра наш герой тихим ходом подошел к отведенному месту, развернулся и с шиком отдал оба носовых якоря. Один из якорей, как и положено, немедленно ушел на дно. А второй - поплыл по течению, пока якорь-цепь не утянула его за собой:

Объяснение оказалось проще некуда. За отведенное для решения ситуации с потерянным якорем время изготовить новый можно было только из дерева. Что, собственно говоря, и сделали, успев покрасить его черным лаком и подвесить под клюз. В суматохе никто из командования крейсера то ли по забывчивости, то ли по недосмотру подмены не учел. В результате - позор на весь рейд: С тех пор в английском языке есть выражение "грече-ский якорь". Так называют красивые, но бесполезные вещи, по-нашему - безделушки.

И что самое обидное - "Георгиосу Аверову" удалось пережить всех свидетелей той давней истории. Время не пощадило его соседей по рейду. А он - выведенный из состава флота в 1946 году - был установлен в качестве музея неподалеку от Афин, где и пребывает в целости и сохранности по сию пору:



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя