Моряк Севера
17 марта 2004 (10)
Е. КОЖИН.
Судоходная компания "Арктикрейд"
ООО "Судоходная компания "Арктикрейд", специализированное предприятие по до-
ставке различных грузов на необорудованное морское побережье, сегодня является
дочерним предприятием ОАО "Северное морское пароходство". О деятельности
компании корреспонденту "МС" поведал его генеральный директор Владимир
Викторович Иванов.
- Судоходная компания "Арктикрейд" как самостоятельное предприятие образована в
1997 году из подразделения СМП База рейдовых арк-тических плавсредств (БРАП). В
ходе приватизации сменились наименование и организационно-правовая форма
предприятия, а специфика работы осталась прежней. То есть мы традиционно
занимаемся морскими перевозками грузов в основном на побережье Белого,
Баренцева и Карского морей, а с 2000 года и пассажиров по Белому морю.
- Владимир Викторович, у компании есть свой флот?
- Весь флот базы рейдовых арктических плавсредств, находящийся у нас на балансе,
является собственно-стью компании с 1998 года. Он был приобретен у ОАО СМП по
договору аренды с правом выкупа. Однако количество используемых для перевозок
плавсредств резко сократилось: раньше у нас работали 15 транспортных судов
проекта 698, сейчас эксплуатируются только три грузовых судна этого типа и одно
пассажир-ское. Связано это с общим уменьшением грузопотока на побережье
северных морей. Считайте сами: если в "пиковую" навигацию 1998 года количество
перевезенного плавсредствами груза достигало 140 тысяч тонн, то теперь за
навигацию мы перерабатываем до 20 тысяч. Причин несколько: сократилось
количество пунктов доставки, да и жителей в них становится все меньше. Геологи,
Министерство обороны - наши постоянные заказчики - многие годы сокращали свои
объемы завоза. Также появились иные перевозчики, в том числе и частники, порой
не имеющие опыта работы, соответствующих лицензий, но готовые доставлять грузы
за любые деньги.
Отсюда и уменьшение потребности в перевозках вообще и в официальных
перевозчиках, в частности.
- Объемы и сейчас продолжают снижаться?
- Нет, в последние пару лет вновь активизировались нефтедобывающие компании. К
тому же стали появляться строительные и транспортные фирмы, которые
разворачивают строительство на побережье Белого моря, на Соловках и в Ненецком
округе. Для выполнения работ им требуются техника и стройматериалы. Считаю, что
в ближайшие год-два эта тенденция сохранится.
- У вас есть, наверное, и постоянные партнеры?
- В последние два года мы очень активно работаем с Северным морским
пароходством на распаузке (рейдовой выгрузке) его судов в Баренцевом море. До
этого больше обслуживали других заказчиков, которых находили сами: участвовали в
тендерах в интересах Ленинград-ского военного округа, Северного флота,
Севгидромета. Конечно, мы по-прежнему участвуем в той или иной мере в перевозке
грузов для этих заказчиков. Заказы у них из года в год стабильные, поэтому
среди конкурентов идет активная борьба за них.
- Владимир Викторович, расскажите подробнее о грузоперевозках.
- Мы выполняем несколько видов морских перевозок. Во-первых, это самостоятельные
перевозки генеральных грузов в населенные пункты на побережье Белого моря.
Здесь у нас работают три транспортных судна грузоподъемно-стью до 120 тонн,
оборудованных кранами.
Далее, мы выполняем работу по рейдовой разгрузке транспортных судов в Баренцевом
море. На этих работах используются суда мощностью до 300 л. с., они буксируют
понтоны или баржи грузоподъемностью до 200 тонн. Еще у нас есть амфибийный
буксировщик, который транспортирует те же баржи либо грузовую платформу на
воздушной подушке.
В эту навигацию мы будем участвовать еще в одном интересном проекте: в
перевозках "от двери до двери", то есть без промежуточных перевалок в пути,
нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего оборудования из Франции в Азербайджан,
на Каспий. Для этого у нас есть специализированный большегрузный балластируемый
понтон с неограниченным районом плавания "ТМИ-5". Сейчас проводится его
предрейсовая подготовка: устанавливаются ложементы для стационарного крепления
крупногабаритных грузов длиной места до 50 метров, монтируются специальные огни
для плавания по внутренним водным путям, спутниковая аппаратура для постоянного
контроля за местонахождением понтона во время движения. За навигацию намечается
сделать три-четыре рейса. Нам это интересно.
- Владимир Викторович, помимо грузов вы перевозите и пассажиров?
- Да, начиная с 2000 года мы перевозим жителей Приморского и Мезенского районов.
Выполняем рейсы в Белом море по Летнему берегу до Пушлахты и по Зимнему берегу
до Койды. Всего обслуживаем 12 населенных пунктов. В среднем за навигацию
перевозим около 1150 пассажиров. Договоры на такие перевозки заключаются с
администрацией Архангельской области: поскольку эти рейсы убыточные, то мы
получаем частичную дотацию на расходы, не покрываемые от продажи билетов по
тарифам 2001 года. Надо отдать должное администрации области, которая в
интересах населения удерживает цены на билеты на одном уровне уже на протяжении
трех лет.
- У вашей компании есть свой пассажирский теплоход?
- Здесь история особая. Если помните, раньше населенные пункты на побережье
Белого моря обслуживали "Юшар", "Буковина", "Татария". Когда их не стало,
образовалась ниша, и мы решили ее занять. Выбрали наиболее дешевый на тот
период вариант решения проблемы: переоборудовали грузовое судно проекта 698.
Получилось "Беломорье" - мелкосидящее пассажирское судно с невысоким бортом, что
очень удобно для посадки и высадки людей на открытых рейдах в небольших
населенных пунктах. Вместимость - 36 пассажиров. Билеты на него продаются на
мор-ском вокзале - в этом нам помогает Архангельский морской торговый порт.
Конечно, по комфортабельности "Беломорье" отстает от обычного пассажирского
теплохода, поэтому наша следующая задача - повысить уровень удобства. Это
непросто. К тому же придется рассчитывать только на свои средства, поскольку в
областной бюджет этого года запланированная сумма не попала.
|