Моряк Севера
31 марта 2004 (12)
Е. КОЖИН.
Судоходная компания "Арктикрейд"
(Окончание. Начало в "МС" N 10.)
- Владимир Викторович, расскажите о структуре компании.
- Структура с момента создания не менялась. Сейчас в аппарате управления шесть
человек, из них трое - члены правления. Четверо имеют высшее образование.
Каждый отвечает за свое направление деятельности и выполняет еще несколько
обязанностей. Например, исполнительный директор Николай Николаевич Серов
отвечает за безопасность мореплавания, занимается кадровыми вопросами и
вопросами организации защиты окружающей среды. На днях он приехал из Москвы,
аттестовался в Минтрансе на право занимать эту должность.
Технический директор - Александр Васильевич Петровский. Он и технолог по
ремонту, и главный дизелист, и по запчастям главный эксперт. У него высшее
образование по своей специальности - закончил ЛВИМУ.
Генеральный директор осуществляет общее руководство, решает общие финансовые,
коммерческие и экономические вопросы.
Снабжением и экипировкой судов занимается Рудольф Антонович Дуненков, ветеран
СМП. В нашей компании он трудится со дня ее основания, имеет многолетний опыт
работы на флоте. Очень добросовестный специалист.
Два человека трудятся в бухгалтерии. Надо сказать, что коллектив стабильный, мы
полностью доверяем друг другу.
- Плавсостав, наверное, тоже постоянный?
- Экипажи судов у нас с большим опытом, поскольку раньше около 20 лет они
занимались этими же работами в базе арктических плавсредств. В числе ветеранов
могу назвать капитана грузового судна Сергея Петровича Вешнякова - моряка от
бога! Ему на берегу скучно - рвется в море. Или капитан судна "Васьково" Юрий
Викторович Иванов. Он подошел к предпенсионному возрасту, однако на берег
списываться не намерен, прошел, как и остальные наши командиры, дополнительное
обучение с целью замены диплома судоводителя с правом эксплуатации ДВС на два
"чистых" диплома - судоводителя и судомеханика.
- С матросами проблем тоже не бывает?
- Рядовой состав - мотористы-матросы - тоже работники, совмещающие по нескольку
профессий. Нанимаем, как правило, на сезон. В основном это одни и те же опытные
моряки. Приходят и новые, обращаются и моряки, работавшие у нас ранее, а потом
у других судовладельцев. И если человек хорошо себя зарекомендовал, то мы его
принимаем: ведь с проверенными людьми работать проще. Тем более что экипажи у
нас небольшие - 5-6 человек. На распаузке бывает экипаж даже из двух человек, и
в ожидании судов они продолжительное время базируются на берегу. Сами понимаете,
что вопросы совместимости людей оказываются очень важными.
Поэтому подбору экипажей оказываем серьезное внимание. Заботимся о здоровье,
занимаемся дополнительным страхованием постоянных работников. То есть помимо
обычных услуг в нашей бассейновой поликлинике они могут пройти дополнительное
обследование и поправить свое здоровье в межнавигационный период. Это
немаловажно для моряков, работающих в сложных условиях вибрации, качки и прочих
вредных факторов.
- Вы уже готовитесь к открытию навигации?
- Если говорить о плавсоставе, то нужно учитывать сезонность наших работ: в
соответствии с законодательством за время навигации у экипажа накапливаются
выходные. После окончания работ моряки сначала отгуливают заработанные выходные,
затем отпуск. Кому нужно - проходят обучение, переподготовку и аттестацию.
Что касается флота, то заводские работы по ремонту уже выполнены. Готовность
всех плавсредств составляет около 70%. Сейчас мы заканчиваем модернизацию
самоходной баржи в мелкосидящую (осадка около 1м.) более мощную (230 л.с.)
баржу-буксировщик. Думаю, что она будет востребована на распаузке в этом году,
поскольку приходится заходить в реки с сильным течением, которые не имеют
навигационной обстановки.
По грузовым судам больших изменений не предвидится. Единственное, в соответствии
с требованиями Морского Регистра придется установить новую радиоаппаратуру.
Традиционно, начиная с апреля, экипажи будут принимать участие в подготовке
судов к навигации: где-то нужно подкрасить, перебрать механизмы. Сейчас наши
суда находятся на зимнем отстое: у нас есть небольшая территория, причал, склады
для накопления и хранения грузов и материальных средств.
- Владимир Викторович, вы говорили, что на морские перевозки существует
конкуренция...
- Знаете, одна и та же компания в одной ситуации может быть конкурентом, в
другой - партнером. Поэтому я лучше скажу так: сейчас идет договорная кампания,
мы участвуем в конкурсах. В Севгидромете конкурс уже проведен, по его
результатам мы будем участвовать в перевозках. Также рассчитываем на
благоприятный для нас исход в тендерах, проводимых Северным флотом и
Ленинградским военным округом.
В зависимости от объемов, если не будет хватать своих плавсредств, будем
фрахтовать флот других судовладельцев.
- Сложно планировать перевозку грузов?
- Сроки и объемы перевозок оговариваются договорами. К сожалению, зачастую
бывает, что грузовладельцы "просыпаются", когда уже начинается льдообразование.
Хотелось бы, чтоб они оперативнее решали свои вопросы.
- Получается, что у вас все решается и особых проблем нет?
- Нас волнует кадровый вопрос. Дело в том, что Минтранс принимает новые
руководящие документы, которые не учитывают особенности прибрежного плавания
небольших судов. Требования к их экипажам предъявляются такие же, как к
экипажам больших судов, плавающих в открытом море. Точнее, небольших судов по
этим документам как будто вообще не существует: градация начинается с 5 тысяч
регистровых тонн, хотя в прибрежном каботажном плавании ходят суда, как правило,
до 300 регистровых тонн.
С учетом этих требований нам приходится теперь переучивать командный состав.
Затраты на вынужденное переобучение одного специалиста составляют до 8-10 тысяч
рублей. Нужно отдать должное нашим капитанам и механикам: имея солидный опыт
безаварийной работы - а у некоторых стаж по 20 лет - они идут переучиваться и не
ропщут.
Наша архангельская мореходка раньше выпускала специалистов-совмещёнников. Сейчас
таких специалистов не готовят и подобные дипломы утратили свою силу. По-моему,
это идет вразрез с интересами государства по укреплению и развитию Российского
Севера, так как поморов обеспечивают именно малые суда с небольшими экипажами.
Надеюсь, что с участием не равнодушных к этим общим проблемам людей нам удастся
решить и этот вопрос.
|