Моряк Севера
31 марта 2004 (12)
Е. КОЖИН.
Теплоход "Механик Ярцев" стоял на Бакарице под погрузкой пилолесом.
У трапа меня приветливо встретил вахтенный и проводил в каюту капитана.
Вообще-то постоянное судно капитана Андрея Кузнецова - теплоход "Игорь Грабарь".
Сюда он пришел на подмену. Однако вышло так, что за время подмены бывший
капитан "Механика Ярцева" получил соответствующую лицензию и ушел в море под
иностранным флагом.
Андрей Владимирович говорит, что сделает на "механике" еще один рейс - "а там
посмотрим"...
- Вернулись из Англии. Сюда пришли на смене ледовой обстановки: как раз задул
восточный ветер, нагнал лед, и нас вел ледокол "Диксон", - рассказывает Андрей
Владимирович. - Сейчас возьмем на борт пилолес и снова уйдем в Англию. Неделю
туда, неделю обратно, пару дней на стоянку в порту. Отход запланирован на
субботу, 27 марта, а здесь мы стоим с понедельника. Используем эти дни для
ремонта.
Ремонт - это уже вотчина старшего механика. Когда я спустился в его каюту,
Вячеслав Чернов как раз обсуждал с третьим механиком, как идут ремонтные работы.
- Обычно, когда мы выходим в море, переключаемся с дизель-генератора на вал-
генератор. В этом рейсе вал-генератор сломался,- поясняет мне ситуацию стармех.
- Вышли из строя манжеты: они были уже старые, около 13 лет в эксплуатации.
Пришлось перейти снова на дизель-генератор. Конечно, получился немного больший
расход топлива, но другого выхода не было.
Из дальнейшего разговора я узнал, что подобная поломка уже случалась почти на
всех судах серии "механик". "Механик Ярцев" - головное судно этой серии, однако
манжеты выработались только сейчас. Вячеслав Владимирович предполагает, что при
строительстве первенцу уделили больше внимания, потому и качество получилось
выше.
- Ремонтироваться решили в родном порту. Все разобрали и увезли на "Красную
кузницу", - продолжает старший механик. - Сегодня подготовительные работы
выполнены. Отремонтируем, предъявим Регистру - и в рейс.
Высказываю предположение, что обстоятельства сложились для экипажа довольно
удачно: за неделю погрузки и стоянки у причала можно спокойно, без суеты
устранить последствия поломки. Иначе пришлось бы выводить сухогруз из
эксплуатации и использовать для ремонта запланированные годовым графиком дни. К
тому же и члены команды могут больше времени провести в домашней обстановке.
Стармех выслушивает мои дилетант-ские высказывания молча. А на просьбу выудить
из памяти какую-нибудь экстремальную ситуацию, случившуюся во время плавания,
улыбается:
- Моряки не любят рассказывать о том, что происходит в рейсе. Почему? А потому
что кто-то другой прочитает об этом в газете и скажет: а у меня было круче!..
О команде Чернов отзывается тепло: трудятся слаженно, дружно. Из конкретных
людей назвал Владимира Константиновича Меденникова, тоже старшего механика,
находящегося сейчас в отпуске: профессионал, во все вникает, во всем
разбирается, хотя и моложе моего собеседника.
В СМП Вячеслав Чернов трудится с 1969 года. За это время сменил всего пять
судов. Сначала ходил на "Шенкурске" лет пять, потом трудился на теплоходе
"Советский моряк". На "Ярцеве" - пятый год.
- Мне нужно отлучиться, а вы поговорите с моим коллегой, третьим механиком, -
завершает разговор Чернов. - У них настоящая дина-стия: отец и дедушка тоже были
дизелистами.
- Михаил, - представился мне третий механик.
Как и отец, он начинал на судах класса "река-море". После окончания в 1996 году
Архангельского мореходного училища ходит в море.
- Мне много дают беседы с отцом, - говорит Михаил. - Он сам начинал матросом и
наработал богатый опыт ремонта и эксплуатации судов. Отец считает: чтобы стать
старшим механиком, нужно пройти все ступени от четвертого. Точно так же до
настоящего капитана надо дорасти от матроса, отработать как минимум лет десять.
В море Михаила привела семейная традиция и романтика, которая, правда,
"улетучилась" в первом же рейсе. Но непростой рутинный труд механика нравится
молодому человеку. Его не испугали даже рассказы отца о сложностях личной жизни,
которые сопровождают почти каждого моряка.
- Мне в море интересно, - говорит Михаил, - там отдыхать некогда, все время
приходится что-то делать. Кстати, трудиться в море не так-то просто, как это
кажется некоторым. Наверное, не случайно каждый член экипажа, например, должен
уметь запускать аварийный дизель-генератор в ручном режиме. Ведь на флоте
разработана тройная защита по подаче электроэнергии: вал-генератор, дизель-
генератор и аварийный генератор. Это даже больше, чем на самолете - там двойная
защита. Практика показывает, что морские просторы таят в себе больше не-
ожиданностей, чем воздушный океан.
|