Моряк Севера
19 мая 2004 (18)
Е. КОЖИН.
"Михаил Сомов" померялся силами с айсбергом
В конце минувшей недели в Архангельск вернулось из 36-суточного похода научно-
экспедиционное судно Северного управления гидрометеослужбы "Михаил Сомов".
Около сорока специалистов Арктического и Антарктического НИИ из Санкт-Петербурга
проводили научные изыскания в Баренцевом море.
"Михаил Сомов" подошел к причальной стенке судоремонтного завода "Красная
кузница" с за- держкой на час: виной тому было сильное течение на Северной
Двине. Пришвартовавшись, он заслонил полнеба своим красновато-коричневым
корпусом. Про-цедура оформления таможенных документов заняла около получаса,
после чего встречающим было разрешено ступить на палубу этого гиганта.
Юрий Гудошников, ведущий научный сотрудник лаборатории "Арктикшельф" института
и руководитель экспедиции, охотно поделился с нами предварительными итогами
изысканий:
- Программа выполнена по всем пунктам на сто процентов. Сразу хочу сказать, что
буксировку айсберга мы провели как и планировали: не отрабатывали ее технологию,
а проверяли мощность двигателей судна и возможность выполнения такой работы в
принципе. Поэтому айсберг выбрали небольшой.
Полученные результаты уникальны: они могут быть использованы в дальнейшем для
выполнения расчетов по буксировке ледяных плавающих гор более мощными судами. В
том случае, если на Штокманов-ском месторождении будет построена платформа для
добычи газового конденсата, ее придется защищать от повреждения блуждающими
айсбергами (а в этом районе они нередки). Буксировка айс-бергов - точнее
отклонение их от начального курса - один из возможных способов защиты.
Общее количество плавучих гор оказалось несколько меньше, чем в предыдущие годы,
и размеры их были в основном небольшие. Ученые объясняют это естественными
циклическими процессами. Конечно же, это не помешало выполнить намеченное.
- Мы испытывали новое оборудование для определения прочностных характеристик
льда, - рассказывает Юрий Петрович. - Наш прибор работает по принципу домкрата:
он опускается в пробуренную скважину, шток со специальной насадкой выдвигается в
горизонтальной плоскости и вдавливается в лед, а мы замеряем усилие.
- Несколько раз спускались под лед и проводили сонарные съемки его нижней
поверхности, при этом применили новую методику и получили очень хорошие
результаты. В составе экспедиции был Дмитрий Столбов, замечательный аквалангист
и оператор, он все снимал на пленку и уже сделал 18-минутный видеофильм -
своеобразный краткий отчет о нашей работе. Можете посмотреть, - пригласил меня
в свою каюту руководитель экспедиции.
Сказать, что фильм произвел на меня впечатление, - значит не сказать ничего: он
буквально потряс меня профессионально выполнен-ными съемками. Например,
представьте такой момент: вы видите, как на вас надвигается громадина "Михаила
Сомова". Причем достигнута полная иллюзия, что вы лежите на льду,
распластавшись на животе... Или же, находясь под водой, безмятежно смотрите на
нижнюю поверхность льда - и внезапно из его толщи вы-скакивает прямо на вас
вращающийся бур... А вот еще: ученого поднимают со льдины на вертолет, зависший
в воздухе. И вы наблюдаете за этим не из салона вертолета, а откуда-то со
стороны - буквально из пустоты...
- Третий год подряд мы работали в тесном сотрудничестве с экипажем вертолета МИ-
8 Второго Архангельского объединенного авиаотряда под командованием Александра
Макарова, - комментирует последние кадры Юрий Гудошников. - Ребята вновь
показали себя настоящими асами. При необходимости нам помогали и члены экипажа
судна. Очень грамотно руководил капитан "Михаила Сомова" Юрий Настеко, это
позволяло нам избегать непроизводительных трат времени и выбирать наиболее
оптимальные маршруты плавания.
- Рейс прошел успешно, все поставленные задачи выполнили, - подытожил старший
помощник капитана Алексей Агеев. - В подобной экспедиции мы уже не первый раз,
работа знакомая, да и экипаж у нас в основном постоянный.
После такой серьезной работы "Михаилу Сомову" предстоит косметический ремонт и
покраска в доке завода "Красная кузница". А затем подготовка к очередному рейсу:
его ждет Новая Земля.
|