Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
19 мая 2004 (18)
Е. КОЖИН.

"Михаил Сомов" померялся силами с айсбергом

В конце минувшей недели в Архангельск вернулось из 36-суточного похода научно- экспедиционное судно Северного управления гидрометеослужбы "Михаил Сомов". Около сорока специалистов Арктического и Антарктического НИИ из Санкт-Петербурга проводили научные изыскания в Баренцевом море.

"Михаил Сомов" подошел к причальной стенке судоремонтного завода "Красная кузница" с за- держкой на час: виной тому было сильное течение на Северной Двине. Пришвартовавшись, он заслонил полнеба своим красновато-коричневым корпусом. Про-цедура оформления таможенных документов заняла около получаса, после чего встречающим было разрешено ступить на палубу этого гиганта.

Юрий Гудошников, ведущий научный сотрудник лаборатории "Арктикшельф" института и руководитель экспедиции, охотно поделился с нами предварительными итогами изысканий:

- Программа выполнена по всем пунктам на сто процентов. Сразу хочу сказать, что буксировку айсберга мы провели как и планировали: не отрабатывали ее технологию, а проверяли мощность двигателей судна и возможность выполнения такой работы в принципе. Поэтому айсберг выбрали небольшой.

Полученные результаты уникальны: они могут быть использованы в дальнейшем для выполнения расчетов по буксировке ледяных плавающих гор более мощными судами. В том случае, если на Штокманов-ском месторождении будет построена платформа для добычи газового конденсата, ее придется защищать от повреждения блуждающими айсбергами (а в этом районе они нередки). Буксировка айс-бергов - точнее отклонение их от начального курса - один из возможных способов защиты.

Общее количество плавучих гор оказалось несколько меньше, чем в предыдущие годы, и размеры их были в основном небольшие. Ученые объясняют это естественными циклическими процессами. Конечно же, это не помешало выполнить намеченное.

- Мы испытывали новое оборудование для определения прочностных характеристик льда, - рассказывает Юрий Петрович. - Наш прибор работает по принципу домкрата: он опускается в пробуренную скважину, шток со специальной насадкой выдвигается в горизонтальной плоскости и вдавливается в лед, а мы замеряем усилие.

- Несколько раз спускались под лед и проводили сонарные съемки его нижней поверхности, при этом применили новую методику и получили очень хорошие результаты. В составе экспедиции был Дмитрий Столбов, замечательный аквалангист и оператор, он все снимал на пленку и уже сделал 18-минутный видеофильм - своеобразный краткий отчет о нашей работе. Можете посмотреть, - пригласил меня в свою каюту руководитель экспедиции.

Сказать, что фильм произвел на меня впечатление, - значит не сказать ничего: он буквально потряс меня профессионально выполнен-ными съемками. Например, представьте такой момент: вы видите, как на вас надвигается громадина "Михаила Сомова". Причем достигнута полная иллюзия, что вы лежите на льду, распластавшись на животе... Или же, находясь под водой, безмятежно смотрите на нижнюю поверхность льда - и внезапно из его толщи вы-скакивает прямо на вас вращающийся бур... А вот еще: ученого поднимают со льдины на вертолет, зависший в воздухе. И вы наблюдаете за этим не из салона вертолета, а откуда-то со стороны - буквально из пустоты...

- Третий год подряд мы работали в тесном сотрудничестве с экипажем вертолета МИ- 8 Второго Архангельского объединенного авиаотряда под командованием Александра Макарова, - комментирует последние кадры Юрий Гудошников. - Ребята вновь показали себя настоящими асами. При необходимости нам помогали и члены экипажа судна. Очень грамотно руководил капитан "Михаила Сомова" Юрий Настеко, это позволяло нам избегать непроизводительных трат времени и выбирать наиболее оптимальные маршруты плавания.

- Рейс прошел успешно, все поставленные задачи выполнили, - подытожил старший помощник капитана Алексей Агеев. - В подобной экспедиции мы уже не первый раз, работа знакомая, да и экипаж у нас в основном постоянный.

После такой серьезной работы "Михаилу Сомову" предстоит косметический ремонт и покраска в доке завода "Красная кузница". А затем подготовка к очередному рейсу: его ждет Новая Земля.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя