Моряк Севера
2 июня 2004 (20)
Е. КОЖИН.
На линии
Погрузочно-разгрузочный район Экономия встретил меня моросящим дождем. Из
трюмов сухогруза "Замоскворечье", прибывшего из Гамбурга, портальные краны
выуживали груженые контейнеры и ставили их на причал. По ребристым ступенькам
длинного трапа я поднялся на борт теплохода, представился вахтенному (им
оказался капитан судна) и сообщил о цели своего визита. Мои данные вписали в
журнал, взамен служебного удостоверения выдали бейджик ярко-желтого цвета с
надписью "Посетитель" и позволили пройти.
У Виктора Николаевича Черепанова большой опыт работы на "механиках". С судов
этого типа он и пришел капитаном на "Замо-скворечье" около двух месяцев назад
после окончания специальных курсов.
- Разница между судами большая, - говорит он. - Здесь труд очень интенсивный. Я
бы даже сказал, что некоторые моряки, перейдя на линейное судно с трампового, не
справляются с работой. Для примера: у того же "Механика Пятлина", с которого я
перешел, дедвейт в два раза меньше, чем у "Замоскворечья", но стоит он в порту
иногда около трех суток - нам же даются сутки. Поэтому при погрузке-выгрузке
приходится привлекать экипаж во внеурочное время. Но я хотел на этом судне
работать, и мне все нравится.
Перед этим около полугода Виктор Черепанов был в списке кандидатов на должность
капитана на суда этой серии. К моменту, когда пришел вызов на "Замоскворечье",
экипаж его в этом составе сделал уже два рейса.
- Костяк здесь сложился, моряки трудятся по два - три контракта. Что касается
капитана, то с начала года сменились уже три специалиста, - говорит мой
собеседник. - Я пришел сюда с отличным настроем на работу, экипаж принял меня
нормально.
По третьему контракту трудится на "Замоскворечье" Андрей Борисович Тряпицын.
Начинал вторым механиком, сейчас - стармех.
- Я принял эстафету у предыдущего старшего механика, когда он решил уйти отсюда,
- рассказывает "дед".- Не каждый соглашается работать под ино-странным флагом.
У Андрея Борисовича богатый опыт работы на судах разных типов и классов:
трудился на "пионерах" и на "выборжцах", на "фантомасах" и на старых "финнах".
Начинал на "Иване Болотникове".
- Пришлось даже поработать третьим механиком на "Юшаре". Было это в 1994 году, -
вспоминает стармех. - Вообще-то "пассажиры" - не моя стихия, попал туда
случайно, по срочной заявке. В ту навигацию судно впервые сдавали в аренду в
Калининград, наш экипаж перегонял его.
По мнению старшего механика, именно опыт работы помогает не только грамотно
эксплуатировать судно, но и принимать от другого экипажа. Если раньше на
передачу отпускалось двое-трое суток, то теперь условия более жест-кие:
- Шесть часов. Бывает, за три-четыре часа приняли - и в рейс. Помню, когда
впервые направляли на "Капитана Куроптева", мы учились даже во время отпуска,
чтобы освоить оборудование, - другого времени не было. Поэтому практику
закрепления экипажа за конкретным судном считаю правильной - кстати, так было и
раньше, члены экипажа ждали прибытия своего судна. Это позже стали менять: то на
одно судно пошлют, то на другое...
- А я считаю, что для механиков полезно менять типы судов, - высказывает свое
мнение второй механик Сергей Николаевич Елизаров. - Когда начинает казаться, что
уже все знаешь, притупляется внимание, возникает успокоенность. Но это мое
мнение, знаю, некоторые предпочитают, наоборот, всю жизнь отработать на одном
месте.
Сергей человек общительный. О морской профессии мечтал с детства. Приехал в
Архангельск из средней полосы, в 1986 году закончил мореходку по специальности
"судовой техник" с правом эксплуатации судовых автоматизированных систем.
Сначала работал матросом на теплоходе "Петр Смидович".
- Первый рейс был на Кубу. Позже заочно закончил ЛВИМУ, одновременно работал в
мореходке: сначала лаборантом, потом заведовал лабораторией, - вспоминает Сергей
Николаевич. - Затем в 1992-м пошел в рейс механиком, снова попал на "Смидовича".
А так в основном работал на судах типа "Капитан Лусь". У каждого из них есть
какая-то своя особенность.
Разговор зашел о беспокойной, кочевой жизни моряка. Сергей Николаевич по
полгода в море, а в Архангельске семья: дочь в этом году заканчивает школу, сын
подрастает.
- С этой стороны, я должен быть в семье, - размышляет Сергей Николаевич. - Хотя
(по моим ощущениям) когда я в отпуске, то провожу с детьми времени больше, чем
многие отцы, работающие на берегу. Если бы были предложения о достойной работе,
пожалуй, семья пересилила бы. А пока на этом судне работа меня устраивает, я
тружусь и о чем-то другом не думаю.
Экипаж "Замоскворечья" настроен на работу. На этот раз сухогруз возьмет в
родном порту целлюлозу, картон и контейнеры и уйдет в очередной рейс - на Бремен
и Англию.
|