Моряк Севера
21 июля 2004 (27)
Инф.
Чтоб обеспечить семь футов под килем:
В Архангельском филиале ФГУП "Росморпорт" создана Служба морских каналов. В ее
составе несколько подразделений. Архангельский и Экономский путевые посты
занимаются расстановкой средств навигационного оборудования (буев, вех),
ремонтом створных знаков. Архангельский пост работает в черте города, участок
работы Экономского - от приемного буя до Маймаксанского рукава и Кузнечиха. Еще
одно подразделение Службы морских каналов занимается промерами глубин для
обеспечения безопасности плавания судов на акватории Архангельского порта.
Наша Северная Двина - река своенравная. На вид тихая и спокойная, она постоянно
устраивает судоводителям сюрпризы, меняя глубины фарватера и подходных каналов.
Особенно сильные изменения бывают после ледохода и резких смен направления
ветра.
Акватория порта Архангельск - от приемного буя до Новодвинска. Контролировать на
всем протяжении глубины на основном створном ходе и каналах, информировать все
заинтересованные организации - такие основные задачи решают специалисты
промерной группы.
- Помимо основных, есть множество других задач, - говорит Владимир Шухов,
заместитель начальника Службы морских каналов Архангельского филиала ФГУП
"Росморпорт". - Мы работаем и по заявкам организаций: например, проверяем
разрешенные глубины у причалов, чтобы суда могли подходить и работать без
опаски. Всю летнюю навигацию участвуем в дноуглубительных работах. Там, где
нужно проводить дноуглубление, делаем предварительный промер глубин. После
окончания дноработ выполняем приемный промер.
Зачастую в навигационную обстановку вмешиваются непредвиденные обстоятельства:
то снесет вехи, то сместятся буи. В этих случаях необходимо определить их
текущие координаты, соотнести с местом истинной установки и дать заявку на
восстановление.
:Очередной рабочий день промерной группы начинается с разбора поступившей
накануне информации. Например, сегодня выяснилось, что на акватории Северной
Двины недалеко от причалов лесозавода N 2 произошло смещение буев. Туда и
отправились в первую очередь, чтобы обеспечить безопасный отход теплохода
"Механик Тюленев", заканчивающего у причала погрузку пилолеса. На малом ходу
катер "Галс" прошел около буев - и их местоположение моментально было
определено.
- Все работы проводятся с помощью электронно-измерительного комплекса,
выполненного на базе компьютера и находящегося на судне, - поясняет Василий
Абрамов, руководитель промерной группы. - Все происходит мгновенно: глубину
замеряет электронный эхолот, а местоположение объекта определяется с помощью
спутниковой навигационной системы. На основе поступившей информации создается
специализированный электронный проект.
На "Галсе" установлена одна из самых современных электронно-измерительных
систем. Приобретенный около четырех лет назад в США электронный эхолот впервые
начал использоваться не в военной, а в производственной сфере у нас в
Архангельске. Точность измерения глубины канала и рельефа дна - до одного
сантиметра. Данные замеров синхронно выдаются на экран компьютера и могут быть
продублированы в виде эхограммы на бумажном носителе.
После сбора данные передаются специали-стам в центральный офис на обработку и
для создания плана промера, который необходим всем, кто пользуется морскими
каналами.
- План промера передается в Портнадзор и капитану порта, который оценивает
обстановку на данном участке и принимает решение о возможности захода и выхода
судов, - продолжает Василий Тoмович. - Но уже сейчас можно сказать, что буй
сместился метров на восемь-десять. Теперь дело за мотозавозней, которая вернет
его на место.
В разговор вновь вступает Владимир Шухов:
- Оборудование установлено на катере "Галс", изготовленном в Рыбин-ске по
спецзаказу. На катере переоборудована рубка, созданы все удобства для работы
специалистов: есть два салона и душ. Плоское дно и небольшая осадка (90 см)
делают его маневренным и позволяют ходить по малым глубинам.
По словам специалистов, раньше на выполнение подобной промерной работы уходило
несколько дней. Теперь, с приобретением этого оборудования, план промера бывает
готов уже на следующий день.
Это позволяет оперативно выполнять все поставленные задачи и обеспечить
максимальную безопасность прохода судов по акватории порта Архангельск.
|