Моряк Севера
7 июля 2004 (25)
Е. КОЖИН.
Северное морское пароходство открыло каботажную навигацию
На минувшей неделе в свой первый в навигацию-2004 рейс к заполярному Варандею
отправился теплоход "Екатерина Белашова" Северного морского пароходства. В роли
основного грузоотправителя выступает само пароходство.
Честь открыть навигацию этого года в портопункты Северного бассейна выпала
теплоходу "Екатерина Белашова". Варандей для этого судна не является "терра
инкогнита": прошлым летом он четырежды побывал в этих местах.
Перед рейсом на теплоходе сменился экипаж. Моряки вернулись из отпуска и
настроены на работу. В экипаже семнадцать человек, все работают на судах
Севморпароходства не первый год. Для большинства из них рейс на арктическое
побережье тоже не в новинку: в пршлом году почти всем довелось участвовать в
доставке грузов на Север.
А вот старпом в составе экипажа новый. Сергей Шушпанов пришел на судно с
"пионера". В Варандее ему бывать приходилось.
- Не думаю, что в рейсе могут возникнуть какие-то трудности, - говорит Сергей
Николаевич. - С экипажем я уже познакомился, ребята опытные, работу знают.
Полагаю, переход займет у нас два - три дня.
В Варандее нет оборудованных причалов. В транспортной схеме распаузки
участвуют, как обычно, силы и плавсредства Северного морского пароходства, ООО
"Арктикрейд" и ЧП Константинов.
- Если на арктическом берегу с прошлого года остался какой-то груз, то обратно
пойдем не пустыми, - улыбается старпом.
К нам подходит человек в яркой оранжевой каске. Боцман Дмитрий Владимирович
Лебеденко руководит погрузочными работами.
- Сегодня грузимся несколько медленнее, чем обычно, - говорит он. - Сами видите,
в основном берем мелочь, упакованную в ящики: станки, разные моторы, технику.
Пока найдем каждому свое место, поставим в трюм да принайтуем - времени проходит
немало...
Обращаю внимание на понтоны, уже стоящие в трюме. Мне объясняют, что Северное
морское пароходство, имея богатый опыт дноуглубительных работ, уже второй год
осуществляет проект по гидромеханизации в районе Варандея. Понтоны - это часть
специального землесоса, построенного в Рыбинске по заказу СМП. В разобранном
виде он прибыл по железной дороге в Архангельск, именно его и доставит
"Екатерина Белашова" в Варандей.
В палубной команде судна три матроса. Один из них - Олег Уродков - несет вахту.
В Архангельск он приехал из Верхнетоемского района. На судах пароходства
работает около пятна-дцати лет.
-У меня отец работал на речном катере, а дядя был моряком, - рассказывает Олег
Геннадьевич. - Приезжая в отпуск, он делился впечатлениями об увиденном. Можете
представить, с каким интересом я слушал его рассказы! Конечно, это и определило
мою судьбу. Теперь в перерывах между плаваниями, возвращаясь на родину, я сам
рассказываю своим детям - их у меня трое - о работе в море и на берегу.
Интересуюсь у вахтенного, чем занимался во время отпуска. Оказалось, он заядлый
охотник. Любит побродить по лесу. На отпускные купил себе ружье последней марки
"ИЖ" - двустволку-вертикалку. Что ж, теперь придется зайцам научиться бегать еще
быстрее, а уткам - летать еще выше. Если не хотят попасть в ягдташ охотника:
Портальные краны продолжают переносить грузы с берега в трюмы. Там облаченные в
робы и каски матросы принимают и крепят его. Работать тяжело: уже который день в
Архангельске стоит непривычная для севера жара. Однако палубная команда не
жалуется: северные моряки привыкли трудиться в любую погоду.
Скорее всего, в нынешнюю навигацию теплоход "Екатерина Белашова" будет
заниматься каботажными перевозками - доставлять грузы жителям населенных
пунктов, расположенных на арктическом побережье.
Планируется, что основной поток грузов пойдет туда в конце июля - начале
августа. Объемы перевозок на этом арктическом направлении ежегодно растут -
только в прошлом году суда Северного мор-ского пароходства доставили около 34
тысяч тонн различных генеральных грузов в заполярные Варандей, Мядсей и Медынку.
По прогнозам специалистов, в нынешнюю навигацию грузопоток может возрасти в два
раза по сравнению с предыдущим годом. Основными заказчиками выступают ООО
"Нарьянмарнефтегаз" и ООО "Лукойл-Энергогаз".
|