Моряк Севера
16 февраля 2005 (6)
Е. ВАДИМОВ.
Капитан Воронин и Архангельская мореходка...
Архангельское мореходное училище носит имя капитана В. И. Воронина. Что мы знаем
об этом человеке?
17 октября 1890 года в поморской семье бедняка-тресколова Ивана Федоровича
Воронина родился сын Владимир. С ранних лет он ходил на промысел с отцом, учился
у него трудолюбию, морскому делу, умению побеждать в сложных ситуациях.
Уже в 15 лет он плавал матросом на паруснике "Надежда", а в 1907 году окончил
Сумскую мореходную школу и около шести лет работал на пароходе "Савватий". В
апреле 1913 года сдал экзамен на капитана малого плавания, а еще через три года
- на штурмана дальнего плавания.
В годы Первой мировой войны Владимир Иванович работал на пароходе "Федор Чижов".
А в гражданскую, после разгрома белогвардейских войск, когда нависла угроза
угона судов за границу, проявил смелость и находчивость и поставил свой пароход
"Кандалакша" на ремонт.
В 1920 и 1921 годах в должности капитана (на пароходах "Пролетарий" и "Канин")
он участвовал в двух Карских экспедициях по вывозу зерна из Сибири. Полученные
во время походов наблюдения дали ему богатый материал для размышлений и выводов
для успешного плавания в арктических льдах.
В 1926 году В. И. Воронина назначили капитаном ледокольного парохода "Георгий
Седов", который ежегодно участвовал в зверобойном промысле. Через два года
пароход совершил поход, известный под названием "плавание к кромке льда" - от
Новой Земли к Земле Франца-Иосифа и далее на север. Такая экспедиция в высокие
широты Арктики предпринималась впервые и целью ее было приобретение опыта
плавания во льдах.
В 1929 и 1930 годах пароход "Георгий Седов" под руководством капитана В. И.
Воронина участвовал в правительственных экспедициях по исследованию Арктики. В
1931 году по заданию партии и правительства на пароходе "Сибиряков" он прошел по
Северному морскому пути с запада на восток в одну навигацию за 65 дней. Все
участники похода были награждены орденами.
Через два года подобный проход по этой трассе был повторен на грузовом пароходе
"Челюскин", который вел опять-таки капитан Воронин. Сложная ледовая обстановка,
а также плохие мореходные качества судна привели к тому, что "Челюскин" был
раздавлен льдами и затонул. Участников экспедиции вывезли самолетами, капитан
покинул лагерь последним.
С 1935 по 1938 год Воронин возглавлял экипаж ледокола "Ермак", выполнявшего
проводки судов через Карское море и пролив Вилькицкого. Он участвовал в снятии
с льдины дрейфующей станции СП-1 отважной четверки папанинцев. В марте 1938
года Владимир Иванович получил новое назначение - капитаном на флагманский
ледокол "И. Сталин".
Тяжелая работа в Арктике подорвала здоровье отважного капитана, и в 1939 году он
почти на два года выбыл из строя. И только в декабре 41-го вернулся в
Архангельск, где встал на боевую вахту в качестве офицера Военно-Морского флота.
Участвовал в проводках союзных конвоев, одновременно исполнял обязанности
старшего лоцмана Северного морского пути.
В 1946 году В. И. Воронин был назначен капитан-директором китобойной флотилии
"Слава", ведущей промысел в Антарктике, а с 1947-го снова работал капитаном на
ледоколе "И. Сталин". Флагманский ледокол не только осуществлял проводку судов
в Арктике, но и являлся базой подготовки кадров - на нем проходили практику
курсанты многих морских училищ.
В 1952 году здоровье Воронина резко ухудшилось, и 18 октября капитан скончался
от кровоизлияния в мозг.
54 года своей жизни Воронин отдал походам по морям и океанам, под его
командованием совершены первые экспедиции к Земле Франца-Иосифа и к западному
берегу Новой Земли, плавание по Северному морскому пути в одну навигацию.
Капитан внес большой вклад в теорию арктического мореплавания, в его рейсовых
донесениях, докладах и статьях содержатся ценные замечания и высказывания по
вопросам стратегии и тактики ледового плавания.
Советское правительство высоко оценило самоотверженный труд Владимира Ивановича,
наградив его многими орденами (в частности, орденами Ленина, Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, Знак Почета, Отечественной войны) и медалями. Имя его
увековечено на географической карте мира (бухта Северного острова, губа Южного
острова архипелага Новая Земля, мыс и ледник в архипелаге Земля Франца-Иосифа,
остров и подводный желоб в Карском море, бухта и мыс в Антарктиде), в его честь
названы ледокол, большой морозильный рыболовный траулер, зверобойная шхуна и
рыболовный траулер. Помимо этого, во всех книгах об освоении Арктики и Северного
морского пути упоминается имя В. И. Воронина.
13 февраля 1980 года имя капитана В. И. Воронина было присвоено Архангельскому
мореходному училищу.
В честь 25-летия со дня этого события в АМУ состоялось торжественное построение
курсантов и классный час в группах.
|