Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108558500-2.shtml>Лента новостей

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108557600-2.shtml>Ночевкой на снегу - по жилищным проблемам!..

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108556700-2.shtml>Торги электронные выгодны для всех

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108555800-2.shtml>Вопрос, который в землю врос

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108554900-2.shtml>Откуда варяги на танкере?

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108554780-28.shtml>Архангельские энергокомпании возглавил Валентин Санько

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108554000-2.shtml>В пользу налогоплательщика изменено российское законодательство

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108553100-2.shtml>"Попотел - и заработал"

  

Моряк Севера
2 февраля 2005 (4)
В. ПОНОМАРЕВ,

50 лет в строю

(Окончание. Начало в N 3.)

В этом номере мы продолжаем публиковать статью Виктора Ивановича Пономарева об истории ледокола "Капитан Белоусов", немало поработавшего в северных морях, в том числе и в нашем порту. Сейчас "Капитан Белоусов" вместе с однотипным ледоколом "Капитан Воронин" трудится в Азовском море. В первой части материала рассказывалось о проектировании и постройке "Белоусова". Сегодня речь пойдет об особенностях его конструкции и специфике эксплуатации.

В апреле 1955 года "Капитан Белоусов" вскрывал Северную Двину. До него эту работу выполнял ледокол "Ленин", которому в двинском льду приходилось нелегко. Временами очередные несколько сотен метров давались ему только с разбегу. "Белоусов" же шел как будто по чистой воде, вызывая восхищение горожан.

Не меньшее впечатление производило передовое на тот момент техническое оснащение ледокола. Полностью закрытый ходовой мостик, незамерзающие стекла рулевой рубки, мощный прожектор дальнего действия с дистанционным управлением, ярко освещенное машинное отделение с первоклассными дизелями "Вяртсиля-Поляр", отделкой и чистотой способное поспорить с медицинской операционной, мощная буксирная лебедка - всё вызывало восторг как у бывалых моряков, так и у новичков.

Заметим, что "Белоусов" был знаменит не только выдающимися техническими характеристиками. В этой связи нужно сказать, что в Финляндии ледоколы приписаны к военно-морским силам и оснащение их полностью соответствует принятым в ВМС стандартам. Из-за того, что проект головного ледокола серии ММФ приняло таким, каким он был, не внеся никаких изменений, его оснащение было точь-в-точь, как на "Войма", построенном для финских ВМС: великолепная офицерская кают-компания с прилегающими к ней музыкальным и курительным салонами, блок-каюты ведущих специалистов, столовая и салон отдыха команды, отделанные полированным деревом, камбуз с комплектом посуды по номенклатуре хорошего европейского ресторана - все это досталось нашим ледокольщикам фактически в "наследство" от финских ВМС.

Построенный по высоким техническим стандартам на одной из лучших верфей мира, ледокол послужил хорошей базой для воспитания и подготовки мор-ских инженеров по эксплуатации современных пропульсивных комплексов - электромехаников и дизельных механиков. Так, второй электромеханик "Белоусова" Ю. М. Морозов стал лучшим электромехаником ММФ и при строительстве серии полярных ледоколов типа "Москва" работал в группе наблюдения на верфи "Вяртсиля-Хельсинки". Электромеханик Ю. Г. Шувалов стал электромехаником-наставником ММП, В. В. Коваль - механиком- наставником СМП, механик Ю. И. Беляев - работником морского Регистра СССР. А. Чернов, начинавший на "Белоусове" мотористом, стал начальником УСТЭФ ММП, четвертый штурман С. Денисов - его заместителем по ремонту. Электрик И. Домагин впоследствии работал главным электромехаником ледокола "Ленин", а затем - серии "Арктика".

Даже с сегодняшней точки зрения технические характеристики ледокола "Капитан Белоусов" выглядят очень и очень неплохо. В 1990 году в связи с разработкой по заказу ММФ проекта нового ледокола для порта Архангельск специалистами НИИ Арктики и Антарктики был произведен анализ эффективности обводов корпусов для наших, архангельских условий на примерах существующих ледоколов, включая канадские. Оказалось, что оптимальными для Белого моря являются обводы корпуса однотипного с "Капитаном Белоусовым" ледокола "Капитан Мелехов". При сравнении пропульсивных установок ледокола "Капитан Белоусов" и ледокола "Диксон" получается, что для создания тягового усилия в одну тонну на "Диксоне" уходит 100 МВт мощности силовой установки, а на ледоколе "Капитан Белоусов" - 64,4 МВт, то есть в полтора раза меньше.

Замечательные характеристики ледокола позволили в течение длительного времени эффективно эксплуатировать эти суда в непростых условиях Арктики. Сегодня два из трех ледоколов этого типа - собственно "Капитан Белоусов" и построенный вторым в 1955 году "Капитан Воронин" - продолжают работать в Азовском море. А родоначальник серии - финский "Войма" - по-прежнему обслуживает финский порт Турку. В 1975 году Управление по мореплаванию Финляндии приняло решение его модернизировать: дизели "Вяртсиля-Поляр" заменили на "Вяртсиля R32", что позволило увеличить мощность на винтах до 10,3 МВт (почти 14 тысяч л. с.), управление машинами автоматизировали на класс А1.

В 1980 году автор этих строк вносил подобное предложение в ЦНИИМФ - вместо постройки ледоколов типа "Мудьюг" ("Мудьюг", "Диксон", "Магадан") модернизировать таким же образом ледоколы типа "Белоусов", что обошлось бы в 2- 2,5 раза дешевле. Но ММФ приняло другое решение.

Постройка ледоколов типа "Капитан Белоусов" стала первым крупным заказом нашей морской отрасли финской верфи. Впоследствии именно на "Вяртсиля" строился практически весь ледокольный флот страны: более 30 ледоколов - от полярных типа "Москва" до речных и портовых, таких, как знакомые архангелогородцам "Капитан Чадаев" и "Капитан Евдокимов".

В. ПОНОМАРЕВ, почетный работник Морского флота.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета