Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Моряк Севера
5 апреля 2006 (12)
Е. КОЖИН.

"Работа капитана сложнее, чем любая береговая", -

так считает ветеран пароходства Николай Александрович Денисов.

Сегодня ему исполняется 75 лет. Администрация и профком Экспедиционного отряда АСПТР Северного морского пароходства через газету поздравляют юбиляра, желают ему здоровья, счастья, благополучия и неиссякаемой энергии.

Николай Александрович Денисов, как и большинство соломбальских мальчишек, с детства грезил морем. Неудивительно, что после седьмого класса - а учился он в 50-й школе - решил на пару с приятелем Юрием Поповым поступать в Архангельскую мореходку.

- Его отец к тому времени был групповым механиком в Северном морском пароходстве. Конечно, у нас было желание пойти учиться тоже на механиков, но Павел Васильевич Попов сказал: "Чтобы быть хорошим механиком, надо быть хорошим кочегаром, а вам и лопату-то не поднять!", - смеется мой собеседник. - Мы подчинились и подали документы на судоводительское отделение.

Так вместе учились, вместе и закончили мореходку. А потом разошлись по разным судам. Николая Александровича направили матросом первого класса на буксирный пароход "Накат". Позже участвовал в приемке буксира "Мгла", затем работал снова на "Накате" (уже вторым помощником), потом - на пароходе "Лахта".

- На "Лахту" я заступил в Мурманске, где был в составе аварийно-спасательной службы на пароходе "Накат". А "Лахту" привели туда на буксире из Архангельска для окончания ремонта. Когда пришло время уходить в рейс, в составе ее экипажа не оказалось второго помощника, и меня срочно перевели туда. Было это в начале 50-х, - вспоминает Николай Александрович.

С каждым судном, на котором довелось ему работать, связаны свои воспоминания. Взять, например, ту же "Лахту".

- "Приказом по пароходству от 14 января 1956 года за проявленные выдержку и энергичные действия в ликвидации бандитского нападения и личную инициативу объявить Денисову благодарность", - читает вслух Николай Александрович. - А дело было так. В порту Дордрехт в Нидерландах поздно вечером на борт судна поднялись человек шесть эстонцев из экипажа панамского судна и на ломаном русском стали требовать капитана. Я был вахтенным штурманом. Отвечаю: "Капитан отдыхает". Один из них достает нож: давай капитана. Вижу, обстановка накаляется, шепнул вахтенному матросу, он поднял команду, и мы их выставили - из огнетушителей поливали!..

Затем на "Каре" возил лес из Игарки на Новую Землю. Один из рейсов совпал по времени с испытанием атомной бомбы, о чем экипаж почему-то не предупредили. На подходе к острову судно остановили военные катера и едва не арестовали, а разобравшись, заставили провести дезактивацию палубы и отпустили с миром:

После "Кары" был "Днестр", затем приемка и работа на пароходе "Елец".

- Мне очень повезло, что капитаном на нем был Валерий Петрович Коковин. Скажу так: изумительный человек, до сих пор считаю его примером для подражания, очень многому научил меня, - говорит Николай Александрович.

К тому времени минуло десять лет после окончания мореходки, появилась потребность пополнить знания. Совмещать работу с учебой в ЛВИМУ оказалось непросто, и моряк решил на время сойти на берег. В пароходстве ему предложили должность старшего инспектора отдела кадров. В 1965 году, сдав госэкзамены, написал заявление и получил направление на теплоход "Воркута" старшим помощником капитана.

- Запомнился мой последний рейс на этом судне. Поздней осенью - дело было в начале ноября, уже шел снег - брали в Игарке пилолес. Тогда еще не было погрузки пакетами, доски укладывали одну к другой. Чтобы ускорить процесс, капитан принял решение принимать пилолес на палубу, не дожидаясь, пока заполнят все трюмы. Это было нарушением, поскольку при таком способе правильно закрепить груз очень сложно. Но он настоял на своем. Взяли груз и пошли. Баренцево море встретило волной, и хотя все время поджимали найтовы, груз поехал. Теплоход накренился на правый борт. Идти по открытой воде нельзя. Кое-как развернулись, ушли в пролив Кар-ские Ворота, где был лед, потихонечку влезли в него и встали, - вспоминает моряк. - Начали скидывать доски на лед. Вскоре к нам подошел какой-то мурманчанин, встал параллельно нашему судну и перегрузил пилолес на свою палубу. Пришли вместе в Архангельск, на Экономии разгрузились. Об этом писали в газетах и хвалили нас, а в пароходстве, конечно, влепили - и поделом:

- Вспоминается работа на пароходе "Могилев". В одном из рейсов на Дальнем Востоке, когда везли круглый лес в Японию, закончился уголь. А перед этим мы возили рис, и после его разгрузки в одном из трюмов осталось много риса, мы затарили около тридцати мешков. Так вот, уголь кончился - что делать? Капитан распорядился кидать в топки рис. А он горит как порох! - от души смеется мой собеседник. - Сожгли рис, потом ободрали обшивку трюмов, но все-таки дошли до порта назначения!

Позже Николай Александрович работал на подмене капитанов на теплоходах "Абагурлес", "Валдайлес": Годы шли, и снова затосковал моряк по берегу. В отделе кадров предложили должность помощника начальника пароходства по быту. Детские сады, жилье, "Торгмор-транс" - и все в его ведении. Зачастую в дни приема по личным вопросам, приняв 15 - 20 человек, чувствовал себя полностью вымотанным.

- И тем не менее все время говорил и сегодня повторю, что работа капитана намного сложнее, чем любая береговая. Почему? На берегу после работы я могу дать себе любую разрядку - я свободный человек. В должности же капитана все 24 часа на работе, все время ответственен за экипаж, за судно, за груз. Что бы ни случилось, на чьей бы вахте ни произошло - за все отвечает капитан. И этот груз, я считаю, так давит на капитанов, что многие уходят из жизни слишком рано, слишком: - с грустью говорит Николай Александрович.

В 1973 году Денисову предложили вакантное место начальника Экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР). В то время отряд базировался на старом теплоходе "Мудьюг", стоявшем у Красной пристани.

- С главным инженером Николаем Ивановичем Сидоровым мы доказали руководству пароходства, что нужна своя база. На Мосеевом острове выделили территорию и здание под управление. Хозспособом мы начали строиться: оборудовали участки по проверке спасательных плотов, КИПов, по ремонту и хранению разных агрегатов, водолазную мастер-скую - создали хорошую береговую базу, - рассказывает капитан.

В состав отряда входили разные плавсредства, в том числе ледоколы "Капитан Мелехов", "Мудьюг", "Диксон", спасатели "Протей" и "Тритон", водолазные боты. Работали около шестидесяти водолазов.

- Подошло время уходить в отставку. За пару недель до своего шестидесятого дня рождения я написал заявление: ":в связи с достижением пенсионного возраста" и так далее. И опять-таки взял пример с Валерия Петровича Коковина: он говорил, что надо давать дорогу молодым и не ждать, пока тебя попросят, - улыбается Николай Александрович.

После этого около двух лет ветеран работал диспетчером в ЭО АСПТР, затем какое- то время капитаном портнадзора - инспектировал находящиеся в порту суда, проверял документацию. На заслуженный отдых ушел в 2000-м году. Теперь основное занятие моряка - рыбалка.

Николай Александрович оставил флоту достойную смену: сын Павел после окончания мореходки работал сначала на сухогрузах, потом на ледоколах, а сейчас трудится старшим помощником на учебно-тренажерном судне "Котлас". Внук Николай работает третьим помощником на подфлажных судах. Морская династия Денисовых продолжается...



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ