Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
21 октября 2009 (40)

Легендарный ледовый капитан

Ежегодно в Архангельском мореходном училище имени капитана В. И. Воронина подводят итоги учёбы, дисциплины, общественной

работы среди курсантов и утверждают список "Лучшие курсанты-воронинцы". К 119-летию со дня рождения В. И. Воронина, 17 октября 2009 года, лучшими названы и премированы: МЕРКУЛОВ Евгений, судоводитель, 4-й курс, БЕЛОУСОВ Виталий, судомеханик, 3-й курс, КАЛИНЦЕВ Андрей, техник (специальность - средства механизации и автоматизации перегрузочных процессов), 2-й курс.

С именем Владимира Ивановича Воронина связано немало выдающихся походов и открытий в арктических морях. Родился он 17 октября 1890 года в большом поморском селении Сумский Посад (когда-то вотчина знаменитой Марфы- посадницы). Посад размещался по обоим берегам реки Сумы в трёх километрах от впадения её в Белое море. Семья Ворониных жила в небольшом домике на правом берегу. И дед. и отец Иван Фёдорович жили морем: плавали матросами на парусных судах частных судовладельцев, занимались промыслом трески и морского зверя. Мать, София Тимофеевна, вела домашнее хозяйство и воспитывала двенадцать детей. Володя был шестым.

Тяжело жилось тресколову Ивану Воронину, поэтому уже с детства он приучал сыновей к нелегкому морскому промыслу. Едва им исполнялось восемь лет, они вместе с отцом отправлялись в море. Проработав года два-три, они начинали самостоятельную жизнь: шли зуйками на парусные суда. Зимой учились в приходской школе.

Не избежал этой участи и Владимир Воронин. Когда ему исполнилось девять лет отец взял его с собой в становище Гаврилова на Мурмане, где промышляли треску. Проработав два года, он стал зуйком на парусном судне "Иоанн Предтеча".

Прошло три года. Юнга получил на паруснике настоящую морскую закалку. Ведь кроме уборки помещения и работы на камбузе он в шторм и сильный ветер убирал вместе с матросами верхние паруса, бесстрашно лазая по вантам. Приходилось и на руле стоять.

Высокий, кудрявый, с красивым приветливым лицом, на котором озорно блестели светло-голубые глаза, Владимир отличался большой физической силой. Он мечтал поступить в мореходную школу, получить диплом штурмана. А пока устроился матросом на парусник "Надежда", который принадлежал сумскому судовладельцу Ивану Яковлевичу Демидову. Затем окончил Сумскую мореходную школу, а в апреле 1913 года, сдав экзамены в Архангельском торгово-мореходном училище, получил диплом штурмана малого плавания. В ноябре 1914 года был зачислен вольнослушателем мореходного отделения этого училища. Перейдя из частного пароходства в Архангельско - Мурманское срочное пароходство, Воронин ходил штурманом на судах "Кандалакша" и "Ломоносов".

В начале Первой мировой войны немцы заминировали горло Белого моря. Многие суда подрывались, и регулярное плавание судов нарушилось, они подолгу стояли в Архангельске. Это время Владимир Воронин использовал для учёбы. Сдав в 1916 году экзамены испытательной комиссии при Архангельском торгово-мореходном училище, он получил диплом штурмана дальнего плавания.

С осени 1917 года Воронин работает штурманом на пассажирском пароходе "Фёдор Чижов". Весной 1918 года, идя из Вардё в Мурманск, судно зашло в Вайдагубу Проникшая в бухту немецкая подводная лодка обстреляла судно. Взрывной

волной Воронина сбросило в воду. Он тяжело заболел. Вскоре на пароходе "Трифон", которым командовал брат Василий, его перевезли в Александровск. Лечение в местной больнице было продолжительным. Воронину по болезни дали годичный отпуск, и он уехал домой в Сумский Посад. По дороге заехал в Архангельск, где встретился с братьями Василием, Николаем. Фёдором и Иваном. Они, как и Владимир, тоже стали капитанами.

Началась интервенция на Севере. Сумский Посад был оккупирован. Чтобы избежать мобилизации, Воронин некоторое время скрывался в лесах. Осенью 1918 года он уехал в Архангельск и поступил штурманом на пароход "Колгуев". Вскоре, став капитаном, принял пароход "Кандалакша". Судно совершало рейсы в Белом и Баренцевом морях.

В 1920 году Воронина назначают капитаном парохода "Пролетарий". Это судно приняло участие в Карской хлебной экспедиции в 1920 году и 1-й Карской товарообменной экспедиции в 1921 году к устьям сибирских рек Оби и Енисея. Уже тогда, наблюдая за работой во льдах Карского моря ледокольных пароходов "А.Сибиряков". "Владимир Русанов", "Георгий Седов" и "Малыгин", Владимир Иванович сделал вывод - на таких судах можно плавать во льдах без ледокола, маневрируя среди ледяных полей. Он писал: "Вот настоящие грузовые суда, которым не страшны сжатия льдов... Я уверен, что на таких судах можно пройти всю Арктику..."

Начиная с 1926 года, Воронин в течение шести лет командовал ледокольным пароходом "Георгий Седов". На нём ежегодно принимал участие в зверобойных промыслах в Белом море, приносивших государству большие прибыли.

"На мой взгляд, - говорил Воронин. - зверобойный промысел является прекрасной школой для наших полярных моряков. Он не только воспитывает в них смелость, настойчивость, выдержку, но и учит ихточно распознавать капризы ледовой стихии".

В 1928 году "Георгий Седов" принял участие в поисках группы Алессандрини итальянской экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле "Италия", потерпевшем аварию в Арктике. Был тщательно обследован район Земли Франца-Иосифа и острова Виктории, но людей не обнаружили.

Через год на том же "Седове" Владимир Иванович Воронин опять держал путь к Земле Франца-Иосифа. На борту судна находилась правительственная экспедиция, возглавляемая Отто Юльевичем Шмидтом, который одновременно являлся и комиссаром. Его заместителями были Владимир Юльевич Визе и Рудольф Лазаревич Самойлович.

Небезынтересен факт, что одновременно с "Седовым" на Землю Франца-Иосифа направлялись и норвежские корабли с целью присоединения этого архипелага к владениям Норвегии. Однако норвежцы не смогли преодолеть пояс тяжёлых льдов, преградивших им путь, и ни с чем вернулись обратно. А ледокольный пароход "Георгий Седов" благополучно достиг архипелага, отыскав проход в сплоченных льдах. На мысе Флора (о. Нортбрук) был поднят Государственный флаг СССР, ознаменовавший фактическое включение этого архипелага в состав нашей страны. На острове Гукера была построена самая северная радиостанция. Среди полярников, оставшихся на ней зимовать, находился и молодой радист Эрнст Теодорович Кренкель.

В 1930 году Владимир Иванович Воронин опять побывал в высоких широтах Арктики. Н а этот раз " Седо в" проложил курск архипелагу Северная Земля. Начальником экспедиции вновь был О. Ю. Шмидт, а его заместителем - В. Ю. Визе.

По пути к Северной Земле судно посетило Землю Франца-Иосифа. На его борту находилась смена полярников во главе с географом Иваном Маркеловичем Ивановым.

Разгрузившись в бухте Тихой и приняв на борт отзимовавших полярников. "Седов" 3 августа вышел к Новой Земле. В Русской гавани зимовщики перешли на "Сибирякова", а "Седов" направился к Северной Земле.

По просьбе Визе судно зашло в район предполагаемого нахождения острова, положение которого было им рассчитано на основании изучения дрейфа шхуны Георгия Львовича Брусилова "Св. Анна". И 13 августа этот остров был открыт и назван островом Визе. Идя далее на восток. "Седов" вскоре встретил многолетние крупнобитые льды, в которыхледокольный пароход продвигался с трудом. Впоследствии Николай НиколаевичУрванцев писал об этом так:

"Опытный капитан искусно использовал малейшую возможность пройти вперёд. В. И. Воронин, пользуясь малейшей щелью, направлял судно туда, где, казалось, ледяные поля были всего мощнее... Но это только так казалось. Вдруг под самым носом появлялась, змеясь, трещина, в которую хоть со стоном и скрежетом, но всё ж проталкивался всё дальше и дальше наш "Седов"".

На этом пути были открыты еще ряд островов: Воронина, Исаченко и группа островов, названных впоследствии именем Седова. На одном из них - острове Домашний - моряки построили полярную радиостанцию. Здесь на двухгодичную зимовку осталась группа Георгия Алексеевича Ушакова, а ледокольный пароход взял курс на север. По пути полярники открыли ещё один остров (впоследствии названный островом Шмидта).

14 сентября 1930 года "Седов" прибыл в Архангельск, успешно завершив

сложное арктическое плавание к двум архипелагам.

В декабре 1934 года Воронин был назначен капитаном на прославленный ледокол "Ермак". В феврале 1938 года судно вышло из Ленинграда в Северную Атлантику для спасения экспедиции дрейфующей станции "Северный полюс-1" в составе Ивана Дмитриевича Папанина. Петра Петровича Ширшова, Евгения Константиновича Фёдорова и Эрнста Теодоровича Кренкеля.

Плавание проходило в условиях штормовой погоды, но "Ермак" всё же продвигался вперёд. Первыми кльдине 19 февраля подошли "Таймыр" и "Мурман". С ними "Ермак" встретился через два дня. Папанинцы перешли на ледокол, который взял курс на Ленинград. 15 марта 1938 года "Ермак" ошвартовался в Ленинградском порту, куда привёл и бот "Мурманец".

Вскоре Воронин получил назначение капитаном на новый большой ледокол "И. Сталин", строительство которого заканчивалось на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.

Великая Отечественная война застала Воронина в больнице. Здесь он пролежал до середины июля 1941 года. В Ульяновске, куда его эвакуировали из Ленинграда. Владимир Иванович поступил на службу в воинскую часть. Но он рвался на фронт и в конце концов добился направления в распоряжение командующего Беломорской военной флотилией.

Вернувшись в Архангельск, капитан 2-го ранга Владимир Иванович Воронин занимался проводкой боевых кораблей по Северному морскому пути с востока на запад, обучением военных лоцманов, проводкой в зимний период через льды Белого моря иностранных и советских судов в Архангельск и Молотовск. С 1943 по 1945 год Воронин - капитан ледокола "И. Сталин", который отремонтировали в США. Одновременно Владимир Иванович назначается старшим лоцманом Северного морского пути.

Закончилась война. В марте 1945 года капитан Владимир Иванович Воронин был избран депутатом Верховного Совета СССР. Тогдаже его назначили капитан- директором китобойной флотилии "Слава". С этой флотилией Воронин совершил плавание в Антарктику. По возвращении он снова командует ледоколом "И. Сталин", участвуя во всех арктических плаваниях и экспедициях вплоть до 1952 года. За большие трудовые и боевые заслуги капитан Владимир Иванович Воронин был награждён многими орденами и медалями. Среди наград орден Ленина.

16 октября 1952 года Владимир Иванович Воронин скончался наледоколе, находившемся в море. Похоронили знаменитого полярного капитана на Шуваловском кладбище в Ленинграде. Именем отважного капитана, коренного помора названы: бухта Воронина, губа Воронина и залив Воронина (Новая Земля), острова Воронина (Карское море), ледник Воронина (остров Гукера, Земля Франца- Иосифа), мыс Воронина и бухта Воронина (Антарктида), мыс Воронина (остров Солсбери, Земля Франца-Иосифа), ледокол "Капитан Воронин", парусный бот "Капитан Воронин", улица Воронина (Архангельск), Архангельское мореходноеучилище имени капитана В. И. Воронина.

По материалам книги: Николаева А. Г., Хромцова М. С. "Сквозь льды и штормы". Архангельск, ИПП "Правда Севера", 2004.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя