Северный рабочий
10 декабря 2005 (188)
Андрей РУДАЛЕВ
Торжество графомании?
В Москве объявили нового лауреата литературной премии "Букер". И,
соответственно, лучший роман года. Пожалуй, это важнейшее событие в литературной
жизни страны. Премия "Букер", закойодатель моды в жанре крупной прозы (романе) -
отражение важнейших тенденций современной литературы.
В прошлом году победителем стал Василий Аксенов (в этом году он председатель
жюри) - за писательскую выслугу лет и формально за роман "Вольтерианцы и
вольтерианки".
Свежий "Букер-2005" взял житель Ростова-на-Дону Денис Гуцко. Ему 36 лет, и здесь
премия скорей аванс на будущее. Еще одно доказательство того факта, что молодая
литература у нас сейчас на особом счету. А раз так, то нужен герой-флагоносец
молодого поколения.
Еще в конце октября я интересовался у члена жюри премии Евгения Ермолина о
кандидатуре победителя, и он назвал двух реальных претендентов. Анатолий Найман
с романом "Каблуков" и Денис Гуцко. Шансы последнего мне казались более чем
призрачными.
Дениса я знаю около четырех лет. Литературная общественность в последние
несколько лет продвигала его как подающего надежды молодого литератора. Но
помогли ему случай и настырный характер. Не один час прождал он московскую
писательскую делегацию у дверей ростовской гостиницы и, наконец, буквально на
ходу сумел передать папку со своей рукописью Анатолию Курчаткину. Вхождение
Гуцко в большую литературу началось с 2002 года. В журналах появилась повесть
"Апсны абукет (Вкус войны)" о грузино-абхазском конфликте.
Другая его повесть "Там при реках Вавилона" - уже об армяно-
азербайджанской конфронтации конца 80-х годов прошлого века, которой автор был
свидетель, так как проходил в тех местах срочную службу. Это произведение позже
было увеличено до объема романа "Без пути-следа", который и принес Гуцко премию
"Букер".
На мой взгляд, этот роман ничем замечательным не отличается. Рыхлый, впопыхах
сделанный текст - ведь нужно было успеть переделать повесть под роман, чтобы
попасть в претенденты премии этого года.
Правда, в основе сюжета востребованная ситуация: герой -
русский парень, выросший в Грузии. Рушится великая держава, в национальных
конфликтах - предчувствие большой гражданской войны.
Но во всех премиальных интригах важен даже не победитель, а тенденция, которая
обнажается выбором победителя. В данном случае её можно обозначить одним
тезисом: пишущих (и неплохо пишущих, то есть знающих, как это делать) сейчас
пруд пруди, а настоящих писателей, настоящей литературы - наперечет. Мастерство,
переходящее в унылую графоманию - такова сейчас литературная мода. Это лишний
раз подтвердил букеровский выбор года.
Позитивным здесь видится только один момент. Ещё недавно все говорили: молодым в
литературу практически не пробиться, их рукописи никто не рассматривает,
незнакомое имя едра ли появится на литературном небосводе... Но вот перед нами
пример, доказывающий совершенно иное. Так что дерзайте, молодые!
|