Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110448500-2.shtml>Кто мешает вкрутить оплаченную лампочку?

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110447600-2.shtml>В Приморском районе исчезают печи и фляги

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110446700-2.shtml>Экспонаты расскажут...

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110445800-2.shtml>Бюро новостей

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110444900-2.shtml>Хозяйка "милицейской помощи"

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110444000-2.shtml>Прогноз погоды на 10-13 марта

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110443100-2.shtml>Деньги в конверте - кому это выгодно?

news.region29.ru/lenta/2005/03/10/1110442200-2.shtml>"Черный нал" гарантий не дает

  

Северный рабочий
8 февраля 2005 (20)
Владимир Титович ПИВОВАРОВ

Сталинградские будни глазами разведчика

ВЕТЕРАНЫ ПРОДОЛЖАЮТ ДЕЛИТЬСЯ ВОЕННЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ С ЧИТАТЕЛЯМИ "ДВ"

Первое знакомство со Сталинградом произошло у меня 30 сентября 1942 года. Темной осенней ночью, после боев на подступах к Сталинграду, наш 1-й дивизион 87-го гвардейского артиллерийского полка в составе 39-й гвардейской стрелковой дивизии погрузили на деревянную баржу и переправили на правый берег Волги.

Дивизия после переправы заняла оборону в Краснооктябрьском заводском районе города. Рано утром командир дивизиона И.Д. Шарий поставил передо мной, начальником разведки дивизиона, задачу: "Мы поддерживаем 120-й гвардейский стрелковый полк. Найди командира полка, уточни обстановку и расположение немцев, выбери наблюдательный пункт и место для огневой позиции минометов".

Я взял с собой разведчика, ефрейтора Володю Глухова. Это был смелый, отчаянный парнишка 16-17 лет, бывший детдомовец с Украины. Поднялись мы с ним на крутой берег, прошли завод "Красный Октябрь", перемахнули через железнодорожную насыпь, подошли к заводскому поселку, где уже были немцы. Ползком и перебежками от дома к дому стали искать командный пункт 120-го гвардейского стрелкового полка. На переднем крае в водосточном колодце мы нашли командный пункт и командира полка.

Представление, знакомство, уточнение обстановки, выяснил, какие огневые точки немцев больше всего беспокоят. Свой наблюдательный пункт выбрал на чердаке дома, недалеко от командира полка, а огневую позицию - в сквере около заводоуправления. А дальше донесение своему командиру дивизиона, команда на установку связи. Вскоре дивизион занял боевую позицию, и я начал с наблюдательного пункта вести пристрелку из минометов. Так начинались сталинградские будни.

Всем теперь известный Мамаев курган был для нас тогда просто высотой 102,0. С северных склонов кургана начинался и шел до самой Волги Банный овраг. Был он настолько глубокий и большой, что в нем ютились домики рабочих завода. Что касается самого заводского поселка, то вначале еще встречались целые дома, существовал какой-то порядок с улицами, но жителей уже не было. А через неделю поселок было не узнать. Кругом груды развалин и огромные воронки от бомб.

Начиная с рассвета и до шести вечера ежедневно, без единой минуты перерыва, нашу оборону бомбили "Юнкерсы-87". При пикировании они включали сирену с душераздирающим воем. Свистели бомбы, сотрясалась земля, рушились остатки кирпичных зданий. Весь день в воздухе стояли клубы дыма и пыли.

Смертельно выли осколки. На фоне этой страшной симфонии слышались винтовочные выстрелы наших бойцов, пулеметные очереди, короткие удары противотанковых ружей по наступающим немцам, отчаянная пальба зениток и нашей артиллерии. В шесть часов бомбежка прекращалась, как же мы все ждали этой минуты! Однако с наступлением темноты на всю ночь немцы вводили в действие тяжелую артиллерию и минометы. Шел методичный артобстрел наших позиций...

И все же ночью было легче. Как тогда говорили: "Ну вот, до утра будем живы". Ночью же хоронили товарищей, получали с переправы, с боевых катеров, боепитание и продукты, новое пополнение. Это были ребята, совсем мальчишки, лет 17. Худые, шинели висели. Сердце сжималось, ведь завтра многих не будет в живых. Ночью же запасались водой, посылали к Волге солдат с котелками. Не знали, вернутся они обратно или нет, хотя до Волги всего-то было метров 600, а потом и того меньше.

На территории нашего завода "Красный Октябрь" (теперь мы все считали его своим) за каждый метр шли кровопролитные, необычайно жестокие бои. Только один штрих: мы не знали, где хоронить погибших товарищей. Ночью хоронили, а завтра смотрим - захороненный на поверхности. Редели ряды гвардейцев, но завод врагу отдан не был...

Сталинград. Конец января 1943 года. Отличный солнечный день. Пушки наши тогда стояли на прямой наводке у Банного оврага. Наше главное направление было - это Карусельная улица и далее на высоту 107,5. (Ныне улица Карусельная носит имя 39- й гвардейской стрелковой дивизии).

С раннего утра за Мамаевым курганом шел бой. До нас доносилась с нарастающей силой канонада. Потом все стихло. И вот днем из-за Мамаева кургана появились танки, они двигались медленно и не стреляли. А впереди бежала пехота. Чьи это танки и пехота - трудно было различить.

Я позвонил командиру дивизиона, приказал развернуть пушки, на всякий случай, на танки. Мы ждали подходящего момента. Но вот передний танк остановился и над его башней появилось красное знамя. Это были наши танки, а впереди себя они гнали немцев! Навстречу танкам поднялась наша пехота по ту сторону оврага.

Все ликовали, кричали "Ура!". Это был момент соединения Донского фронта с нашим Сталинградским. Кольцо окружения немцев разделилось на городскую и заводскую части. Чертовски хотелось побежать на эту встречу и нам, но начали огрызаться "свои" немцы. Вскоре городская группировка немцев капитулировала и сдалась в плен вместе с Паулюсом, а у нас в заводском районе бои еще продолжались.

Запомнился последний день боев - 2 февраля 1943 года. К этому времени мы уже значительно продвинулись к высоте 107,5. Значительно для той обстановки - это чуть больше километра. С утра начался бой. Что творилось -трудно передать. Наверно, вся огневая мощь, что была в Сталинграде, обрушилась на немцев, засевших в заводском районе. Грохот, дым, кирпичная пыль - все смешалось.

Даже солдат наших было плохо видно. Поэтому был приказ наступать ударным группам с красными флажками - тем самым ориентировать соседей. От нас бой перекинулся в район заводов "Баррикады" и "Тракторного". К полудню все стихло, наступила тишина.

Только на рассвете следующего дня, когда стал рассеиваться туман, мы увидели, что наши солдаты ходят свободно, в полный рост. Стало ясно, что все кончено. Это по телефону подтвердил командир дивизиона М.И. Иванов. Приказал связистам сматывать связь, а с разведчиками вместе с пехотой пошли собирать немцев из блиндажей.

Один пленный немец подходил к блиндажу, подвалу и по-немецки объяснял, что все кончено, после чего немцы выходили. Вид у них был жалкий: голодные, худые, обмотанные тряпками. Строили их в колонны и отправляли за Волгу. С правого берега была хорошо видна бесконечная змейка пленных немцев.

Так 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва, наступила долгожданная тишина, и мы оказались в глубоком тылу. Бои шли теперь где-то под Харьковом. Впереди еще была целая война - и все же ощущение победы, появившееся здесь, на Волге, осталось до самого мая 45-го...

Владимир Титович ПИВОВАРОВ, начальник разведки дивизиона, гвардии старший лейтенант.

РЯЗАНЬ.

ОБ АВТОРЕ

Пивоваров Владимир Титович был мобилизован в армию с 3-го курса Ленинградского кораблестроительного института в августе 1941 года. После артиллерийскою училища - лейтенантом с января 1942 года на Юго-Западном фронте, затем Сталинградский фронт (87-й п. артполк 39-й гв.с.д. 62-й Армии), бои в Сталинграде, 3-й Украинский фронт, ранение под Одессой, госпиталь, снова 3-й Украинский фронт, с декабря 1944 года по февраль 1946 года - командировка инструктором артиллерийских частей Югославской Армии. Войну окончил в Югославии под Загребом.

После демобилизации летом 1946 года был восстановлен студентом Ленинградского кораблестроительного института, который окончил в 1951 году. Работал в Ленинграде, преподавал в Грозненском нефтяном институте, защитил кандидатскую диссертацию. Живет в г. Рязани.



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета