|
|
Северный рабочий
Стражи Беломорья С давних времен были на поморской земле свои кораблестроители, создававшие удивительные, не известные другим морским державам корабли-кочи, или кочмары, которые по праву можно назвать полярными каравеллами. На них совершались далекие плавания по Студеному морю - от Кольского полуострова до Чукотки, на Грумант и Новую Землю. На них русские мореходы вышли в океанские просторы, совершили великие географические открытия. Документы свидетельствуют, что в конце XVI и в XVII веке в Русском Поморье имелось несколько десятков известных в те времена судоверфей-плотбищ, принадлежавших казне, монастырям и наиболее состоятельным торговым людям. Тот факт, что уже тогда Русь имела в северных водах свой флот, является славной страницей русской морской истории. Это, собственно, и предшествовало созданию регулярного торгового и военно-морского флотов России при Петре I. И знаменательно, что он высоко оценил мореплавательный опыт поморов, когда в 1708 году приказал капитану Сенявину набрать на Балтийский флот тех молодых архангелогородцев и мезенцев, кто, как сказано в малоизвестном петровском указе, "на море на кочах на Новой Земле и Груманте бывали". Всего на Балтику Сенявин привез свыше полутора тысяч новобранцев-поморов. Эта поморская молодежь участвовала в победоносных сражениях при Гангу-те и Гренгаме. Вот откуда корни славного Балтийского флота произрастают! Меж тем Архангельску - колыбели регулярного военно-морского флота - досталась более скромная роль по части своих воинских формирований. Видимо, не было на ту пору стратегической необходимости в оных. Угроз с северных направлений России не исходило. В XIX и начале XX века Архангельский порт рассматривался как плацдарм для освоения Северного Ледовитого океана. И эту миссию он выполнил с честью. Военные моряки понадобились в здешних местах молодой Советской республике. В конце гражданской войны 1 марта 1920 года из захваченных у белогвардейцев кораблей была создана Беломорская военно-морская флотилия. 24 мая она вошла в состав Морских сил Северного моря. Главной базой стал Архангельск. В задачу Морских сил входили охрана территориальных вод, побережья и рыбных промыслов, траление мин, подъем затонувших судов, обеспечение безопасности мореплавания, проведение гидрографических исследований. В январе 1923 года Беломорскую военную флотилию расформировали. Вновь о необходимости присутствия военных моряков на Белом море вспомнили в 1940 году. 20 июля народный комиссар ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов приказал военному совету Северного флота сформировать к 15 августа 1940 года военно- морскую базу в г. Молотовске. В ее состав были включены части и учреждения СФ, дислоцированные на Беломорье. 20 августа она получила название Беломорской военно-морской базы, а ее управление переведено в Архангельск. Перед Беломорской ВМБ была поставлена задача обороны заложенного в 1938 году крупного судостроительного и судоремонтного центра в г. Молотовске; промышленного лесоэкспортного центра в г. Архангельске; портов на Белом море. Окончательно Беломорская военно-морская база сформировалась 29 декабря 1940 года. Эта дата стала днем рождения Беломорской ВМБ. Ее первым командиром с октября 1940 года был контр-адмирал Аполлон Александрович Кузнецов. Вся история создания и развития Беломорской военно-морской базы - это биографии людей: офицеров, мичманов, старшин и матросов, гражданского персонала, связавших свои судьбы с Военно-морским флотом на севере России. Именно благодаря их самоотверженности, мужеству, беззаветной любви к Родине военно-морская база с первых месяцев существования смогла выполнять боевые задачи, стала грозным защитником Беломорья в годы Великой Отечественной войны, обеспечила бесперебойную работу судостроительных предприятий, ковавших морской щит Отчизны. Память об этих первопроходцах, их славные традиции живут и приумножаются нынешним поколением моряков-беломорцев, с честью и достоинством принявших эстафету старших поколений. В ходе учений и практических отработок боевых задач в море беломорцы старательно пополняют опыт, шлифуют мастерство. Своим трудом они вносят огромный вклад в освоение новой техники и оружия для укрепления обороноспособности державы. Флот России всегда держался и держится на беззаветной верности военных моряков воинскому долгу, их чести и патриотизме.
|
Северный рабочий: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |
Рейтинги упоминаемости | ||
Авангард | ||
Архангельск | ||
Архангельская лесная газета | ||
Архангельская субботняя газета | ||
Архангельский епархиальный вестник | ||
Бизнес-класс | ||
Бумажник | ||
Важский край | ||
Ваш личный доктор | ||
Ведомости Поморья | ||
Вельск-инфо | ||
Вельские вести | ||
Вести Архангельской области | ||
Вестник космодрома | ||
Вечерний Котлас | ||
Вилегодская газета | ||
Волна | ||
Выбор народа | ||
Горожанин | ||
Губернский лабиринт | ||
Двина | ||
Двиноважье | ||
Двинская правда | ||
Добрый вечер, Архангельск! | ||
Заря | ||
Звезда | ||
Звездочка | ||
Земляки | ||
Знамя | ||
Знамя труда | ||
Известия НАО | ||
Инфопроспект | ||
Каргополье | ||
Коношские ведомости | ||
Коношский курьер | ||
Корабел | ||
Коряжемский муниципальный вестник | ||
Котласский бумажник | ||
Красноборская газета | ||
Лесные новости | ||
Маяк | ||
Мирный град | ||
МК в Архангельске | ||
Моряк Севера | ||
Моряна | ||
Нарьяна вындер | ||
Независимый взгляд | ||
Новодвинский рабочий | ||
Нэрм Юн | ||
Онега | ||
Пинежье | ||
Плесецкие новости | ||
Полезная газета Cевера | ||
Поморский курьер | ||
Правда Севера | ||
Правда Северо-Запада | ||
Пульс города | ||
Рек Тайм | ||
Рыбак Севера | ||
Север | ||
Северная корреспонденция | ||
Северная магистраль | ||
Северная широта | ||
Северный рабочий | ||
СМ. вестник | ||
Смольный Буян | ||
Троицкий проспект | ||
Трудовая Коряжма | ||
У Белого моря | ||
Устьянский край | ||
Холмогорская жизнь | ||
Частная Газета |