Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Северный рабочий
16 апреля 2005 (57)
Николай КОЧУРОВ

"Базовый элемент" дает ГАЗа

Дали Заволжья, открывающиеся с крутого откоса берега. Кварталы старинных купеческих домов. Древний Нижегородский кремль. И - сверкающие чистотой и свежей краской цеха Горьковского автомобильного завода. Медленное, но неуклонное движение главных конвейеров по сборке "Волг" и "Газелей". Увешанные портретами рабочих и инженеров улицы Автозаводского района...

Вот, пожалуй, главные впечатления от этой короткой, но насыщенной встречами поездки в славный русский город Нижний Новгород, организованной компанией "Базовый элемент" для редакторов газет Архангельской области и активистов нового профсоюза "Содействие",

От советского "Форда"

Первый этаж вместительного заводского музея - это своего рода салон ретроавтомобилей. От первого грузового ГАЗ-А, от первого легкового ГАЗ-АА. 2 мая 1930 года в низменном заречье Оки началось сооружение завода с грядущим использованием технологий знаменитого новатора автомобилестроения Генри Форда.

Через полтора года завод имени В.М. Молотова дал первые автомобили. В годы Великой Отечественной ГАЗ работает на оборону, выпуская не только автотехнику, но и танки, пушки, снаряды. В 1943 году гитлеровским летчикам удалось фактически уничтожить завод, разбомбить все его жизненные центры. Но уже через сто дней выпуск продукции для фронта был возобновлен.

Интересно, что вся техника в музее на ходу. При желании можно вывести ее на парад, и оживет история советской автомобильной промышленности: грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63, популярнейший джип ГАЗ-69, легковые "Победа" и различные модификации "Волги"... А в арьергарде этой воображаемой колонны прошли бы машины, которые сохранили заводу жизнь в 90-е годы. Это прежде всего "Газель" во всем множестве ее вариантов.

Акционеры нового века

В конце 2000 года владельцем ГАЗа стала компания Олега Дерипаски "Сибирский алюминий" (несколько позже акционеры стали действовать под флагом компании "Базовый элемент", а ОАО "ГАЗ" вошло в холдинг "РусПромАвто". Момент оказался переломным для знаменитого завода. На этот момент производство лихорадило, выпуск автомобилей по сравнению с советским временем упал, было много случаев брака и хищений.

Навести порядок оказалось непросто. Один из участников нашей поездки - редактор газеты "Новодвинский рабочий" Сергей Сабанин знает ситуацию изнутри: его родственники живут в Нижнем и даже работают на автозаводе. Так вот, рассказывает Сабанин, нынешний директор Алексей Баранцев уже третий при новых акционерах, а приехал он из вотчины "Сибала" - с Братского алюминиевого завода.

Однако, не будучи вроде бы профессионалом в автомобилестроении, показал себя управленцем высокого класса. При нем была внедрена новая производственная система, принятая в крупнейших автомобильных компаниях мира. Слагаемые этой системы вроде бы банальны - с меньшими затратами и меньшими усилиями производить продукции больше и качественнее.

Однако за этой простой идеей стоит современная наука управления. Взаимодействие всех звеньев производства удалось подтянуть. Кроме того, утверждает Сабанин, при новом директоре резко сократились случаи хищений, напрочь отшиты всякого рода "братки".

Кайзен на главном конвейере

Цех сборки легковых автомобилей вовсе не оказался царством железа и производственного грохота. Здесь очень светло и чисто, в больших горшках цветы, люди одеты в одинаковые удобные комбинезоны синего цвета, женщины (их, наверное, не меньше половины от общего числа сборщиков) выделяются красивыми прическами - техника безопасности, надо полагать, позволяет обходиться без косынок.

Самое впечатляющее - это, конечно, когда на тебя неумолимо движется поток новеньких "Волг" разного цвета. Видно, что все они до самого конца находятся в процессе сборки. Последнее, что ставят на машину, - это передние крылья: они, оказывается, больше всего уязвимы для повреждений.

"Был на сборочном конвейере ГАЗа? Слышал, там одни китайцы работают?" - поинтересовался у меня по возвращении из Нижнего один северодвинский руководитель.

Нет, китайцев на сборке мы не видели. На каждом рабочем месте оборудованы уголки информации с фотографиями работников (сплошь русские лица), сведениями об их квалификации, разная производственная информация.

А на больших стендах дается перевод японских слов, которые на ГАЗе стали символами производственной этики. "Кайзен" - постоянное усовершенствование на рабочем месте, "муда" - работа, не добавляющая ценности продукции, "джидока" - предотвращение проблем... Надо сказать, учет кайзенов ведется образцово. На стендах обязательно есть сведения о том, сколько и каких усовершенствований введено, кто их авторы, каков экономический эффект. Вполне советский подход...

Однако сопровождавший нас сотрудник пресс-службы ГАЗа Виктор Козлов утверждает, что но сравнению с советскими временами значительно вырос процент сдачи автомобилей с первого предъявления. Объемы выпуска готовой продукции, правда, несколько снизились по сравнению со временами СССР. И немудрено: намного уменьшились заказы для сельского хозяйства. Для армии. Однако после введения новой производственной системы суточный темп производства на легковом конвейере возрос с 250 машин до 310, на грузовом - с 450 до 660.

Под крылом сильной компании

В начале публикации я упомянул о билбордах по-автозаводски. Действительно, главная магистраль Автозаводского района - проспект Ленина - вместо обычной для большого города уличной рекламы украшена групповыми портретами заводчан. А внутризаводская территория - портретами индивидуальными.

Ворота ГАЗа венчает лозунг "Люди - наш самый главный актив". В разговорах с представителями завода всегда звучит ссылка на человеческий фактор.

О благотворном влиянии ГАЗа на социальную обстановку в Нижегородчине шла речь на нашей встрече в администрации области. Начальник управления общественных связей Валентина Кузнецова, заместитель начальника департамента областного министерства промышленности и инноваций Владимир Виноградов рассказали, что с приходом "Базэла" ГАЗ платит налогов в 2,7 раза больше, чем в 2000 году.

Средняя ежемесячная зарплата в этом году составляет 8500 рублей, а три года назад она была равна 4800 рублей. По мнению губернских чиновников, схемы выплат налогов и зарплаты вполне прозрачны. Завод продолжает содержать обширную социальную сферу. Здесь активен профсоюз, в полном объеме выполняются условия коллективного договора.

Конечно, можно не сомневаться, что акционеры во главе с Олегом Дерипаской и себя не забывают. Однако то, что мы видели на ГАЗе, достаточно убедительно опровергает доводы противников "Базэла", что эта компания приходит, мол, на предприятия с одной целью - разорить их и бросить.

Кстати, не в каком-то уж режиме всеобщего благоприятствования работает ГАЗ. За два дня до нас в Нижний приезжал министр транспорта России Игорь Левитин. После его визита местная пресса оповестила: министр снял все сомнения насчет пригодности "Газелей" к пассажирским перевозкам. Вечером в поезде открываю московский выпуск "Известий": "Министр напророчил "Газели" смерть".

А ниже еще и сообщение о том, что правительство снизило пошлину на ввоз автокомпонентов из-за рубежа. Борьба на автомобильном рынке России идет жесточайшая. Но наши симпатии, конечно, на стороне отечественных производителей, того же ГАЗа, который в трудное для страны время предложил модели недорогих и достаточно комфортных автомобилей.

"Содействие" - орудие пролетариата?

На пятерых редакторов в этой поездке приходилось восьмеро рабочих Архбумкомбината - активистов профсоюза "Содействие". Председатель профсоюза 29-летний Андрей Липилин - в прошлом моряк, теперь водитель и студент факультета управления. Его боевая соратница Елена Пономарева.

И еще три Андрея, Виктор, Иван и Павел - молодые, развитые физически и культурно ребята. Это они в начале года бросили вызов официальному профсоюзу и менеджерам АЦБК, за которыми стоит депутат Госдумы Владимир Крупчак.

Профсоюзные баталии и нас в Северодвинске не миновали. А вот сражение гигантов - "Базового элемента" и АЦБК - на лесном фронте обходит наш город стороной (несколько ранее "Базэл" воевал с Котласским комбинатом, но там, но слухам, достигнуто перемирие). Кто здесь прав, кто виноват?

Сопровождавшие нас представители "Базового элемента" на правах миноритарных акционеров АЦБК говорят о неэффективном менеджменте команды Крупчака и о предстоящих в связи с этим расследованиях, в том числе с участием прокуратуры.

Так ли это - не могу судить. Но схватка за обладание комбинатом на Двине будет продолжена. В этой связи оппоненты Крупчака, видимо, станут опираться и на профсоюз "Содействие". Активность последнего при больших финансовых возможностях способна попортить нынешним владельцам немало крови. Во всяком случае Андрей Липилин и его друзья уверены, что Новодвинск мог бы поучиться у ГАЗа заботе о человеке труда.

Ну а что касается автора этих строк, то я благодарен организаторам поездки за возможность побывать в одном из старейших и красивейших городов России, пройтись по местам, связанным с творчеством Горького и Мелышкова-Печерского, полюбоваться на знаменитую стрелку у слияния Оки и Волги. И, наконец, прикоснуться к тому, чем жива российская промышленность.



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета