Пресса Архангельской области
 


Северный рабочий
23 июня 2005 (94)
Николай КОЧУРОВ

Морская стратегия требует конкретики

Северодвинцы не успели привыкнуть к Анатолию Николаевичу ГУРОВУ как начальнику управления экономики нашей мэрии. Уже через несколько месяцев он был приглашен на должность председателя комитета по оборонным отраслям областной администрации.

Шел 2003 год. В следующем году после победы Николая Киселева из руководителей прежней команды остались единицы. А на повышение из них пошел вообще один - Гуров был назначен директором департамента промышленности.

- Анатолий Николаевич, мы беседуем с вами сразу после двух важных для области событий: с интервалом в один день прошли Морская коллегия при правительстве страны и первая встреча губернатора с президентом России. Вы ведь тоже были 8 и 9 июня в столице с Николаем Ивановичем Киселевым...

- Уточняю. На Морской коллегии присутствовал. А назавтра, когда Николай Иванович был у президента, я был в дороге, вез потенциального инвестора на Волошский целлюлозный завод.

- Что ж, вернемся к Морской коллегии - органу, чье название звучит очень внушительно, вызывая аналогии с петровскими временами.

- Из четырех заседаний коллегии, на которых я присутствовал за два года, самым плодотворным было то, которое мы подготовили в прошлом году в Архангельске. Представительный состав (порядка десяти одних министров), насыщенная повестка дня.

Тогда были определены основные направления работы, каждое решение стало основой для дальнейшей серьезной проработки.

- Вот и нынешнее заседание, судя по сообщениям СМИ, было призвано серьезно проработать вопрос рыболовной промышленности.

- Да, менее значимые вопросы, которые звучали в первоначальной повестке дня, Михаил Ефимович Фрадков отмел, сосредоточившись на главном. Председатель правительства и задал тон весьма острому разговору, оценив состояние отрасли как кризисное. Доля рыбы в рационе россиян за 15 лет снизилась в два раза, а 65 процентов рыболовецких судов отслужили свой срок.

- На этом фоне воспроизведенное в прессе заявление архангельского губернатора о том, что на "Звездочке" в Северодвинске заложена серия современных траулеров, воспринималась, наверное, как светлое пятно?

- В какой-то степени да. Наши корабелы доказали стране, что могут строить рыболовецкие суда. Однако состояние отрасли таково, что три последних траулера, заложенных на стапелях "Звездочки", остались без финансирования со стороны заказчиков.

- В стране, говорят, избыток денег. Вот бы и дать их на достройку! В чем дело?

- Куратор отрасли министр сельского хозяйства Гоpдеев считает: в затянувшейся административной реформе. Критиковалось Федеральное агентство по рыболовству (добавлю, что оно не очень-то спешило оказать помощь находившейся на грани банкротства Архангельской базе тралового флота - потенциальному заказчику одного из заложенных на "Звездочке" траулеров).

Требует обновления законодательная база рыболовства, изменения - система распределения квот. По мнению премьера, отрасли поможет снижение сбора за лов в прибрежных водах и в то же время введение квот на импорт рыбы. Подводя на совещании в администраций итоги Морской коллегии, губернатор сообщил, что будет поручение правительства по "Звездочке". Но и мы не должны сидеть сложа руки - надо найти у себя инвестора для достройки того судна, которое имеет 95-процентную готовность.

- У нас в области тоже есть аналог Морской коллегии - совет поморской деятельности при главе администрации.

- Да, недавно было очередное заседание. Собрались руководители заводов, пароходств, портов, адмиралы, ученые. Проблем выше головы, идей вроде бы хватает. Но скажу самокритично: очень многое не умеем доводить до конца. Морская стратегия требует конкретных дел.

- Слава богу, в подведомственной вам отрасли наблюдается своего рода бум. Оборонка за счет корабелов Северодвинска стала в области локомотивом развития.

Губернатор экономический раздел своего ежегодного послания начал с ВПК. Такого и в отчетных докладах советских времен никогда не было.

- В прошлом году - 30 процентов роста. Из них львиную долю обеспечил Севмаш. Окупились многолетние усилия руководителей предприятий. Ну и очень много положительных факторов слилось в 2004 году воедино: упорядочение гособоронзаказа, платформа "Приразломная", заказы Индии, Китая, Норвегии. За первый квартал 2005-го отстаем от уровня прошлого года, но я думаю, что в итоге всё равно выйдем пусть на небольшой, но рост.

- Что можно сказать о будущем в управлении предприятиями судостроения? Федерального агентства, возглавлявшегося нашим земляком В. Я. Поспеловым, уже год как нет. Но и взамен пока ничего заметного не создано.

- Накануне Морской коллегии в департаменте оборонных отраслей Минпромэнерго вырабатывалась концепция развития судостроения до 2030 года. Было много директоров заводов, НИИ. прежде всего питерских. Обкатывалась идея создания трех холдингов: надводного, подводного судостроения и третьего - судостроительного холдинга на Дальнем Востоке, учитывая специфику этого региона.

Но холдинг предполагает наличие управляющей компании, в чьих руках финансовые потоки, маркетинг и пр. Такие компании наверняка будут зарегистрированы в Москве, Петербурге. Выгодно это нам? Вот почему северодвинцы продолжают продвигать идею ГРЦАС, обновленного в соответствии с реалиями времени. Ее поддержал министр обороны Иванов. А позиция по этому вопросу в ведомстве Христенко пока не определена.

- Анатолий Николаевич, нелегкая миссия вам выпала. С одной стороны, умудренные опытом руководители предприятий ВПК, с другой - деятели федерального уровня. В коридорах губернской власти свои заморочки. Что же это такое - департамент промышленности? Какова его роль?

- Прежде всего в том она и состоит, чтобы обеспечить на практике взаимоувязку интересов федерального центра и области, государственных предприятий и частного бизнеса. Мы курируем около двух десятков заводов, в основном связанных с судостроением и судоремонтом.

Скажем, готовя для губернатора документы по решению вопросов гигантов судостроения, надо помнить и о средних предприятиях типа "Красной кузницы", и о мелких. Те, другие и третьи могут и должны дополнять друг друга.

Я упоминал о нашей помощи Волошскому заводу. Это небольшое предприятие в Коношском районе было уникальным, производя целлюлозу для пороха. Но затоварились пopoxoвым зельем еще с советских времен, завод необходимо перепрофилировать. А сколько проблем у Котласского электромеханического завода!

Этими вопросами необходимо заниматься и заниматься. И очень серьёзно. Особого внимания администрации области требуют и ядерный полигон на Новой Земле, и космодром Плесецк.

- В советские времена оборонку курировал соответствующий отдел обкома КПСС. Его существенной функцией было заведование кадрами. А вы в "подборе и расстановке" участвуете?

- В меру своей компетенции. Недавно вашему покорному слуге довелось принимать участие в работе комиссии Федерального агентства по промышленности, которая проводила конкурс на замещение должности генерального директора ФГУП "Северный рейд".

- Ну, это была небось простая формальность. Фаворит - действующий директор Сергей Иосифович Бармии - известен заранее.

- Не скажите. Некая самарская фирма решила захватить власть над северодвинским предприятием. Склонила на свою сторону часть членов комиссии. Странно было слушать председателя профсоюза судостроителей В.Е. Макавчика, который обвинил Бармина, да заодно и других северодвинских руководителей, не более и не менее как в развале коллективов. Пришлось напомнить бывшему северодвинцу о показателях работы "Северного рейда".

Он сейчас к тому же спасает "Полярную звезду", возвращает в город распроданные прежним ее руководством технологии. Я имел задание губернатора голосовать за Бармина. Письма в его поддержку также направили Генеральный директор Севмаша В.П. Пастухов, начальник главного штаба Военно-морского флота, мэр Северодвинска А.Н. Беляев и председатель муниципального совета В.Н. Иванов. Так что победа далась в борьбе, и эта победа в интересах Северодвинска и Архангельской области.

- Анатолий Николаевич, а как с извечной проблемой северодвинцев, которых судьба забросила на руководящий пост в областную власть? Квартиру им годами не дают, гостиницу не оплачивают...

- И я два года ежедневно езжу в Архангельск и обратно. Выезжаю в семь, возвращаюсь частенько в десять вечера. В отпуске не был три года, включая службу в мэрии. По субботам преподаю студентам экономические дисциплины в Севмашвтузе.

- С наукой, значит, не покончено?

- Это отдельная тема. Планов на сей счёт много. Дай Господи сил их осуществить.



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя