Северный рабочий
23 июня 2005 (94)
Николай КОЧУРОВ
Морская стратегия требует конкретики
Северодвинцы не успели привыкнуть к Анатолию Николаевичу ГУРОВУ как начальнику
управления экономики нашей мэрии. Уже через несколько месяцев он был приглашен
на должность председателя комитета по оборонным отраслям областной
администрации.
Шел 2003 год. В следующем году после победы Николая Киселева из
руководителей прежней команды остались единицы. А на повышение из них пошел
вообще один - Гуров был назначен директором департамента промышленности.
- Анатолий Николаевич, мы беседуем с вами сразу после двух важных для области
событий: с интервалом в один день прошли Морская коллегия при правительстве
страны и первая встреча губернатора с президентом России. Вы ведь тоже были 8 и
9 июня в столице с Николаем Ивановичем Киселевым...
- Уточняю. На Морской коллегии присутствовал. А назавтра, когда Николай
Иванович был у президента, я был в дороге, вез потенциального инвестора на
Волошский целлюлозный завод.
- Что ж, вернемся к Морской коллегии - органу, чье название звучит очень
внушительно, вызывая аналогии с петровскими временами.
- Из четырех заседаний коллегии, на которых я присутствовал за два года, самым
плодотворным было то, которое мы подготовили в прошлом году в Архангельске.
Представительный состав (порядка десяти одних министров), насыщенная повестка
дня.
Тогда были определены основные направления работы, каждое решение стало основой
для дальнейшей серьезной проработки.
- Вот и нынешнее заседание, судя по сообщениям СМИ, было призвано серьезно
проработать вопрос рыболовной промышленности.
- Да, менее значимые вопросы, которые звучали в первоначальной повестке дня,
Михаил Ефимович Фрадков отмел, сосредоточившись на главном. Председатель
правительства и задал тон весьма острому разговору, оценив состояние отрасли как
кризисное. Доля рыбы в рационе россиян за 15 лет снизилась в два раза, а 65
процентов рыболовецких судов отслужили свой срок.
- На этом фоне воспроизведенное в прессе заявление архангельского губернатора о
том, что на "Звездочке" в Северодвинске заложена серия современных траулеров,
воспринималась, наверное, как светлое пятно?
- В какой-то степени да. Наши корабелы доказали стране, что могут строить
рыболовецкие суда. Однако состояние отрасли таково, что три последних траулера,
заложенных на стапелях "Звездочки", остались без финансирования со стороны
заказчиков.
- В стране, говорят, избыток денег. Вот бы и дать их на достройку! В чем дело?
- Куратор отрасли министр сельского хозяйства Гоpдеев считает: в затянувшейся
административной реформе. Критиковалось Федеральное агентство по рыболовству
(добавлю, что оно не очень-то спешило оказать помощь находившейся на грани
банкротства Архангельской базе тралового флота - потенциальному заказчику одного
из заложенных на "Звездочке" траулеров).
Требует обновления законодательная база
рыболовства, изменения - система распределения квот. По мнению премьера, отрасли
поможет снижение сбора за лов в прибрежных водах и в то же время введение квот
на импорт рыбы. Подводя на совещании в администраций итоги Морской коллегии,
губернатор сообщил, что будет поручение правительства по "Звездочке". Но и мы не
должны сидеть сложа руки - надо найти у себя инвестора для достройки того судна,
которое имеет 95-процентную готовность.
- У нас в области тоже есть аналог Морской коллегии - совет поморской
деятельности при главе администрации.
- Да, недавно было очередное заседание. Собрались руководители заводов, пароходств,
портов, адмиралы, ученые. Проблем выше головы, идей вроде бы хватает. Но
скажу самокритично: очень многое не умеем доводить до конца. Морская стратегия
требует конкретных дел.
- Слава богу, в подведомственной вам отрасли наблюдается своего рода бум.
Оборонка за счет корабелов Северодвинска стала в области локомотивом развития.
Губернатор экономический раздел своего ежегодного послания начал с ВПК.
Такого и в отчетных докладах советских времен никогда не было.
- В прошлом году - 30 процентов роста. Из них львиную долю обеспечил Севмаш.
Окупились многолетние усилия руководителей предприятий. Ну и очень много
положительных факторов слилось в 2004 году воедино: упорядочение
гособоронзаказа, платформа "Приразломная", заказы Индии, Китая, Норвегии. За
первый квартал 2005-го отстаем от уровня прошлого года, но я думаю, что в итоге
всё равно выйдем пусть на небольшой, но рост.
- Что можно сказать о будущем в управлении
предприятиями судостроения? Федерального агентства, возглавлявшегося нашим
земляком В. Я. Поспеловым, уже год как нет. Но и взамен пока ничего заметного не
создано.
- Накануне Морской коллегии в департаменте оборонных отраслей Минпромэнерго
вырабатывалась концепция развития судостроения до 2030 года. Было много
директоров заводов, НИИ. прежде всего питерских. Обкатывалась идея создания трех
холдингов: надводного, подводного судостроения и третьего - судостроительного
холдинга на Дальнем Востоке, учитывая специфику этого региона.
Но холдинг
предполагает наличие управляющей компании, в чьих руках финансовые потоки,
маркетинг и пр. Такие компании наверняка будут зарегистрированы в Москве,
Петербурге. Выгодно это нам? Вот почему северодвинцы продолжают продвигать идею
ГРЦАС, обновленного в соответствии с реалиями времени. Ее поддержал министр
обороны Иванов. А позиция по этому вопросу в ведомстве Христенко пока не
определена.
- Анатолий Николаевич, нелегкая миссия вам выпала. С одной стороны, умудренные
опытом руководители предприятий ВПК, с другой - деятели федерального уровня. В
коридорах губернской власти свои заморочки. Что же это такое - департамент
промышленности? Какова его роль?
- Прежде всего в том она и состоит, чтобы обеспечить на практике взаимоувязку
интересов федерального центра и области, государственных предприятий и частного
бизнеса. Мы курируем около двух десятков заводов, в основном связанных с
судостроением и судоремонтом.
Скажем, готовя для губернатора документы по решению вопросов гигантов
судостроения, надо помнить и о средних предприятиях типа "Красной кузницы", и о
мелких. Те, другие и третьи могут и должны дополнять друг друга.
Я упоминал о нашей помощи Волошскому заводу. Это небольшое предприятие в
Коношском районе было уникальным, производя целлюлозу для пороха. Но затоварились
пopoxoвым зельем еще с советских времен, завод необходимо
перепрофилировать. А сколько проблем у Котласского электромеханического завода!
Этими вопросами необходимо заниматься и заниматься. И очень серьёзно. Особого
внимания администрации области требуют и ядерный полигон на Новой Земле, и
космодром Плесецк.
- В советские времена оборонку курировал соответствующий отдел обкома КПСС. Его
существенной функцией было заведование кадрами. А вы в "подборе и расстановке"
участвуете?
- В меру своей компетенции. Недавно вашему покорному слуге довелось принимать
участие в работе комиссии Федерального агентства по промышленности, которая
проводила конкурс на замещение должности генерального директора ФГУП "Северный
рейд".
- Ну, это была небось простая формальность. Фаворит - действующий директор
Сергей Иосифович Бармии - известен заранее.
- Не скажите. Некая самарская фирма решила захватить власть над северодвинским
предприятием. Склонила на свою сторону часть членов комиссии. Странно было
слушать председателя профсоюза судостроителей В.Е. Макавчика, который обвинил
Бармина, да заодно и других северодвинских руководителей, не более и не менее
как в развале коллективов. Пришлось напомнить бывшему северодвинцу о показателях
работы "Северного рейда".
Он сейчас к тому же спасает "Полярную звезду", возвращает в город распроданные
прежним ее руководством технологии. Я имел задание губернатора голосовать за
Бармина. Письма в его поддержку также направили Генеральный директор Севмаша
В.П. Пастухов, начальник главного штаба Военно-морского флота, мэр Северодвинска
А.Н. Беляев и председатель муниципального совета В.Н. Иванов. Так что победа
далась в борьбе, и эта победа в интересах Северодвинска и Архангельской области.
- Анатолий Николаевич, а как с извечной проблемой северодвинцев, которых
судьба забросила на руководящий пост в областную власть? Квартиру им годами не
дают, гостиницу не оплачивают...
- И я два года ежедневно езжу в Архангельск и обратно. Выезжаю в семь,
возвращаюсь частенько в десять вечера. В отпуске не был три года, включая
службу в мэрии. По субботам преподаю студентам экономические дисциплины в
Севмашвтузе.
- С наукой, значит, не покончено?
- Это отдельная тема. Планов на сей счёт много. Дай Господи сил их
осуществить.
|