Пресса Архангельской области
 


Северный рабочий
4 октября 2006 (152)
Андрей РУДАЛЕВ

Мы стояли не за Ельцина, а за присягу

Черный октябрь глазами простого солдата

Уходят в историю октябрьские дни в Москве 1993 года. История еще не расставила акценты, но еще живы участники событий, стоявшие по разным сторонам на ст. метро "Баррикадная". Октябрь назвали черным. А кто-то придает тем дням романтический ореол. Мне крайне интересным показалось свидетельство о тех днях северодвинца Николая Скобелева, который в 1993 году проходил срочную службу в разведроте ВДВ, приписанной к тульской дивизии. Ему было тогда почти 19 лет.

- Когда начались октябрьские события, мы находились в Цхинвале, Южная Осетия. 30 сентября нашу роту, от которой после штурма Сухуми осталось 50 человек, вывели на построение. Прилетел на вертолете полковник и сказал, что в Москве переворот, президент не президент, министр обороны не министр обороны. Но мы давали присягу президенту Ельцину, и соответственно приказ вылететь в Москву никто не обсуждал. Перед отлетом нашу роту укомплектовали полностью - 120 человек. Буквально через два часа того же дня нас погрузили в самолеты ИЛ-76.

Сели под Подольском, там перегрузили на "Уралы" и 1 октября уже въехали в Москву, где взяли в оборону столичную мэрию. Рядом с нами стояла рота Нарофоминского парашютно- десантного полка. Наше вооружение: автоматы Калашникова да бронежилеты. Рожки с патронами были убраны во внутренние карманы либо разгрузки, либо бронежилета, примыкать их к автомату было запрещено. Не было касок, что потом оказалось чревато, когда пошли демонстранты. Все наши офицеры и прапорщики прошли афганскую войну, да и мы, можно сказать, к тому времени понюхали пороха...

Удивило то, что нас вывезли с войны, привезли за полторы тысячи километров, а бригаду охраны генерального штаба, где служил мой знакомый, распустили в отпуска на две недели за сутки до событий. Путч ведь не делается за один-два дня, это заранее спланированная акция, которая готовится даже не месяц.

Мы перегородили московскую мэрию но периметру маленькими заборами, которые нельзя просто так спихнуть. Встали в оцепление и отбивались двое суток. На нас шли толпы демонстрантов по тысяче - полторы человек. Среди них были мужчины от 20 до 50 и старше, женщины. В руках - арматура, трубы, цепи. Первое, что бросилось в глаза: все демонстранты были пьяными. Водка в те дни в Москве лилась рекой, ее раздавали ящиками. Во-вторых, практически свободно выдавалось оружие. Откуда оно было взято или украдено, сложно сказать.

Демонстранты наступали волнами, приходили и уходили. У них все было хорошо спланировано и организовано. Можно было простоять несколько часов - никого, а потом проходит короткое время, и образуется гигантская толпа, которая наступает на тебя.

Нас сильно боялись на самом деле. В начале вообще не было жесткой сцепки, они подходили к нам метров на 20. Стояли и давили психологически своими выкриками, устраивали провокации. Вспоминается один эпизод, связанный с моим товарищем Дмитрием Просвировым. Он вырос в детдоме. Когда нам стали говорить: ваши матери - суки, они зря вас родили и вы никто, он не выдержал, достал рожок и примкнул его. Но автомат у него успели выбить, и очередь прошла в небо, а не в толпу.

2 октября, когда стало особенно тяжело, поступил приказ примкнуть штык-ножи. Нам запретили ими колоть, а лишь отбиваться исключительно рубящими ударами. Потом под занавес дня произошла такая ситуация: подъехал милицейский генерал-майор и сказал, что мы все делали неправильно, надо Перекрывать улицы, подходы к мэрии. Когда мы это сделали, то на нас на следующий день пошли тараном автобусы, КамаЗы. Понятно, что если на тебя идет автобус и ты от него никак не защищен, стоять совершенно бесполезно.

Мы расступались, автобусы, битком набитые людьми, проезжали через наши цепи. За ними шла толпа.Так мы попали в окружение, и у нас осталась уже цель не просто удержать этот объект, а выйти отсюда с минимальными потерями. Мы отошли в переулки. Доходило до того, что брали автоматы за ствол и просто рубились прикладами. Не было приказа, поэтому и достать рожки к автоматам мы не могли, что, конечно, спасло многих наступающих.

С роты тогда мы потеряли трех человек "двухсотыми", их попросту затоптали. Лично мне металлической трубой через бронежилет сломали два ребра. Жертвы были и с другой стороны.Трупы отправляли грузовыми машинами. Там, перед московской мэрией, как я думаю, погиб не один десяток человек, а ведь у нас была не самая сложная ситуация по сравнению с Белым домом и Останкино. И, конечно, официальные цифры, если мне не изменяет память, которые передавали, - 700 погибших, а кто-то говорил 1500, попросту смехотворны.

Уже позже, когда я услышал, что через некоторое время были отпущены и Руцкой, и Хазбулатов, был крайне удивлен. Ведь это люди, которые убили наших русских людей, которых не дождались матери. Я до сих пор считаю, что в той ситуации мы были правы. Наша страна все равно в последнее время вышла на какие-то другие рельсы, и если бы этот путч прошел, нас просто бы утянуло назад, в буквальном смысле слова раздробило бы всю страну. Об этом своем присутствии перед столичной мэрией никогда не жалел, хоть никто из нас и не получил за это никаких наград. В тот момент я был не за Ельцина, а просто выполнял присягу, а для солдата это главное, ведь именно этим армия и держится.

После московских событий мы две недели отдохнули под Рязанью, а потом снова была Южная Осетия, тогда там и в Абхазии шло вооруженное противостояние.



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя