Северный рабочий
6 декабря 2006 (188)
Галина ЧАРУПА
Мы, из глубинок...
Шла я на встречу со студенткой ВГИКа - а оказалось, что беседую уже с
преподавателем. Этим летом Анна Пузан окончила Всероссийский государственный
институт кинематографии им. С. Герасимова (ВГИК), получила диплом актрисы кино.
Выпускнице предложили вести сценическую речь и актёрское мастерство
- Аня выбрала речь. За плечами съёмки в кино, пока в эпизодах. И пусть имя
актрисы Анны Пузан ещё неизвестно широкой публике, интересна сама история о том,
как девочка из Северодвинска без всяких протекций поступила в прославленный вуз
и чего добилась в свои 20 с маленьким хвостиком.
Цепь счастливых случайностей
- Аня, ходят легенды о сумасшедшем конкурсе, который надо выдержать, поступая
во ВГИК на актёрский факультет. Какой был конкурс, когда поступала ты?
- На 12 бюджетных мест набирали восемь мальчиков и всего четырех девочек.
Мальчиков было, кажется, 150-170 человек на место, девочек 200 - 220.
- Вот это да! Наверное, ты несколько лет шла к реализации своей мечты -
поступить во ВГИК?
- Парадокс в том, что во ВГИК я как раз хотела меньше всего. И в детстве
артисткой быть не мечтала, хотя, когда училась в 14-й гимназии, занималась в
театре "Ключ" у Марины Ильиничны Венгерович. Я окончила музыкальную школу N 3 и
там дала сольный концерт с игрой на фортепиано, пением на двух языках и танцами.
Кассету с записью этого концерта мама показала в Калининграде брату и его
друзьям, и кто-то говорит: "Да ей надо в театральный класс!
У нас есть такой замечательный класс под руководством Бориса
Иосифовича Бененсона".Так что школу я окончила в Калининграде (там живёт
бабушка Ани. - Г.Ч.), одновременно два года занимаясь у Бененсона, - училась с
утра до ночи. В Москве я показывалась в шести вузах, но моё поступление во ВГИК
- это цепь счастливых случайностей. Мы с мамой шли мимо ВГИКа, оказалось, как
раз идёт прослушивание, бабушка на вахте пропустила меня без записи...
Потом я
уже осознала, куда могу попасть: курс набирал Игорь Николаевич Ясулович, и мой
педагог Бененсон сказал: "О, Ясулович - это такой мастер! Я бы на твоём месте
отнёсся серьёзнее". Я прошла все туры, даже не зная, что по баллам всё время
была второй, и все остальные спрашивали друг у друга: "Кто такой этот Пузан?"
- Кстати, что ты думаешь как актриса о своей необычной фамилии - Пузан?
- Ой, сколько по этому поводу в детстве было пролито слёз! Пока я не поступила
в театральный класс, где мне сказали: "Аня, у тебя такая звучная фамилия, такая
запоминающаяся!". Теперь я горжусь своей фамилией и не собираюсь её менять.
Вы не мартышки
- Сколько лет учат во ВГИКе на актёров?
- Четыре года. Мне кажется, самое то было бы пять лет - пятый год играть,
играть, играть спектакли.
- Правда, что у вас есть такие учебные предметы, как фехтование и верховая
езда?
- Фехтование есть - три семестра. Я очень люблю фехтование, папа даже подарил
мне шпагу и специальную замшевую перчатку. Есть танец (классический,
современный, степ), пантомима, сценическая речь, вокал.
- Ваш мастер Игорь Ясулович - народный артист России, актёр с яркой
индивидуальностью. Вы его первый курс?
- Он работал ранее вторым педагогом, но свой курс взял впервые. Мы его первые
"официальные дети". Чему учил? Тому, что артист должен быть УМНЫМ. Сцена
обличает - пустой человек на сцене сразу виден. Ни минуты без работы над собой.
Даже если не снимаешься - не сиди без дела, не пей. Читай, слушай, думай.
Развивайся.
Говорил нам: вы не должны быть мартышками - вы всегда можете сказать
"нет". Даже если ты снялся, допустим, в плохом сериале - и в нем нужно выглядеть
профессионально. Любил повторять: "Артист должен быть всегда готов". Самому
плохо - таблеточку в уголке съест и уже зажёгся, полетел.
- На ум приходят в основном эпизодические роли Ясуловича...
- Игорь Николаевич - блестящий мастер эпизода. Он всегда говорил нам:
"Маленький эпизод сложнее сыграть, чем большую роль. Если главный герой что-то
провалил, он имеет возможность потом исправить ситуацию. А если роль из двух
слов, ты должен в эти два слова вложить ВСЁ".
Глаз должен гореть
- Имея опыт поступления во ВГИК, присутствия на прослушиваниях, преподавания,
что можешь подсказать желающим "поступить на артистку" - какой выбрать репертуар,
как одеться, как себя вести, чтобы тебя заметили среди сотен других?
- Репертуар должен быть интересным. Чем он важен? Мы видим, ЧТО человек
читает. Странно, если в 25 лет вы будете читать Агнию Барто. "А что у вас ещё
есть?" - "Ничего...". Желательно подготовить отрывка три прозаических, пять-
шесть стихов, три-четыре басни.
Не надо завешиваться чёлкой - мы хотим видеть
лицо, глаза. Девочки любят надевать джинсы на бёдрах и сильно краситься,
мальчики могут прийти в не очень чистых джинсах с вытянутыми коленками... Мы
смотрим на ВКУС: не надо одеваться дорого - надо аккуратно и со вкусом.
Но самое главное - индивидуальность. Харизма должна быть. Глаз должен гореть.
Приди красивый-красивый, знай хоть 20 стихов, а если индивидуальности нет -
простите. Смотрим даже, как зашёл, как поздоровался. Зайти надо не с амбициями:
"Я вся такая! Берите меня!" - а быть открытым. Не пассивным. Быть готовым
сделать и так, и так...
- Ты сама поступала с травмой голеностопа. Не приходила на экзамены в тапочках,
чтобы комиссия прониклась к тебе сочувствием?
- Да, в Калининграде на выпускном спектакле "Мещанин во дворянстве" я повредила
ногу. Лежу, боль адская, плачу: "Бабуля, за что?
- а завтра поезд в Москву. До института добиралась в тапочках, но на экзамены
надевала шпильки и в аудиторию входила только с улыбкой.
Монтаж всемогущий
- Говорят, ты снималась у Эльдара Рязанова.
- Это всего лишь эпизод. Эльдар Александрович снимает фильм об Андерсене,
которым хочет завершить свою кинокарьеру. Это будет рассказ о биографии
Андерсена на историческом фоне, в который включены фрагменты многих его сказок.
Как он писал, кому посвящал свои сказки, про его несчастную любовь...
Я фрейлина, нас там человек десять, все одинаково одеты, в одинаковых париках, но
каждую по очереди показывают крупным планом. После съёмок ко мне подошёл второй
режиссёр: "Вас почти не видно, но вы так честно работаете. Рязанов вас отметил".
Этот маленький эпизодик ещё раз подтвердил: даже если ты в толпе и все вы
одинаково одеты, выделиться можно.
- А "Молодая гвардия"?
- Фильм по "Молодой гвардии" называется "Последняя исповедь", его показали в
сентябре по каналу "ТВ Центр". Режиссер Сергей Лялин специально подбирал ребят
молодых, неизвестных, никаких звёзд. Я играла любовь Олега Кошевого, которую,
когда началась война, увозят родители. Фильм мне не понравился, хотя отснятый
материал был, по-моему, хороший.
"Последнюю исповедь" снимал один режиссёр,
монтировал другой. Сначала планировалось сделать шесть серий, в итоге вышло
четыре, фильм получился какой-то рваный, как будто составленный из отрывков. Вот
этим кино отличается от театра: в театре ты отвечаешь за всё, а в кино актёрская
игра - только 20% успеха. Монтаж и даже озвучивание может спасти или погубить
картину.
Без мишуры
- Как относишься к историческому материалу, на котором основан фильм, - подвигу
молодогвардейцев? Сейчас самопожертвование не в моде, а слова "отдать жизнь за
Родину" у некоторых вызывают смех.
- Я смотрела фильм Герасимова "Молодая гвардия"
- и плакала. Они все такие молодые, а уже личности, у них такие глаза! Мне
стало стыдно за интересы, которыми живёт наше молодое поколение. С одной
стороны, мы очень развитые, с другой - размениваемся на мишуру. Кругом
псевдогламурная, пустая совершенно жизнь.
- Как ты относишься к работе театров в провинции?
- Мне кажется, что в маленьких городах творческие люди работают честнее, чем
здесь. Более трепетно относятся к искусству.
- Часто в Северодвинск приезжаешь?
- Раз в полгода приезжаю к маме. Северодвинск я очень люблю, но мои самые
интересные годы - 10-й, 11-
й классы - прошли в Калининграде, и там у меня друзей больше. После Москвы в
Северодвинске так тихо - спальный район. Сижу дома, сплю, отдыхаю. Или мама
водит меня в кафе, по знакомым. В Москве ты рвёшься, царапаешься, здесь чёткое
разделение: или у тебя всё, или ты никто. Но мы, из глубинок, живучие, мы везде
прорвёмся.
- Ты пробовала себя как модель, певица?
- Я не хотела бы быть моделью на подиуме, а фотомоделью мне быть понравилось -
снималась для рекламы кухонной мебели. Мне нравится петь, в своё время прошла
первый тур кастинга на конкурс "Новая волна". Но на второй не пошла, решила: я
занимаюсь другим делом, я актриса. Если петь, этим надо заниматься серьёзно.
- Сколько фильмов на твоём счету?
- Пока четыре. Я не могу никого винить, что меня не снимают: надо собраться и
отнести свои фотографии во все агентства, в Москве их очень много.
- Итак, Аня, сегодня ты...
- ...актриса театра Терезы Дуровой. Аспирантка ВГИКа. Ассистент кафедры
сценической речи. Преподаватель сценической речи в логопедическом центре. И без
пяти минут... снимаюсь в кино.
|