Пресса Архангельской области
 


Северный рабочий
8 декабря 2007 (197-198)
Наталья ТРОФИМОВА,

Что нам ждать от торговли

С III регионального торгового форума в Северодвинске

К нам приехали более 200 представителей районных администраций, курирующих сферу торговли, и предпринимателей. В приветственном слове мэр Северодвинска Александр Беляев подчеркнул, что принимать столь значимый форум для нашего города почётно, и у нас есть интересные достижения в сфере торговли.

Один из столпов экономики

Заместитель директора департамента экономического развития администрации области Александр Тутыгин привел такие данные: 65% предприятий малого бизнеса в регионе - это торговые предприятия, которые обеспечивают годовой оборот в 59 млрд. рублей.

Особый интерес к поддержке развития бизнеса и на правительственном уровне. Об этом рассказала Елена Надеина, представитель экспертного совета по торговле и бытовому обслуживанию Минэкономразвития РФ (Москва). Торговля занимает второе место по обеспечению ВВП после нефтегазового рынка, а на днях в Минэкономразвития создана новая структура - Департамент внутренней торговли.А значит, потребительский рынок можно поздравить с этим нововведением, которое призвано облегчить условия его существования.

Елена Анатольевна обсудила с участниками проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". С вступлением закона в силу станет обязательным получение свидетельства об организации торговой деятельности, а все данные о предприятиях будут занесены в единый торговый реестр (сведения реестра будут доступны в сети Интернет).

Кроме того, закон распределяет полномочия между органами местного самоуправления, определяет места размещения крупных торговых объектов, предусматривает антимонопольное регулирование торговли.

Рынки -в прошлом, моллы - в будущем

Гостям были интересны тенденции развития потребительского рынка на примере нашего города. Заместитель начальника управления экономики Ирина Бажанова обрисовала перспективы.

Население Северодвинска убывает (на 1.01.2007 года - 195,1 тысячи...человек что меньше, чем в прошлом году, почти на 2 тысячи человек). Одна из причин - миграция, причём из города уезжают наиболее молодые и предприимчивые. Результат - падает уровень образованности населения, снижается покупательная способность. Сегодня средний товарооборот на одного жителя Северодвинска около 5,5 тыс. рублей в месяц, при этом мы тратим на 8 процентов больше на продукты питания, чем на промтовары. Что же ждет северодвинцев? Во-первых, соткратится число рынков. Сейчас их три, в следующем году останется два (закроется рынок на пр. Труда).

Во-вторых, примерно к 2010 году появится крупнейший торгово- развлекательный комплекс нового формата (молл) в районе бульвара Строителей, в котором откроют не только торговые отделы, но и ресторанный дворик, бассейн,боулинг,детские площадки, будут обустроены современная парковка и зелёная зона. Такие моллы - центры торговли и досуга - особенно востребованы в крупных городах в выходные дни. Ещё одна тенденция - укрупнение торговых предприятий и "уход со сцены" мелких магазинчиков и отделов. И всё же останутся удобные форматы "магазина у дома" (которые привлекают домашней атмосферой) и дискаунтеры (с продажей товаров по низким ценам). О развитии этих форматов рассказали директор магазина "Октябрь" Светлана Касилова и управляющая гипермаркетом "Южный" Елена Гриб.

...И ещё раз учиться

Ведущая и один из организаторов форума директор по маркетингу ООО "Норд Коммерц" Наталья Мчедлидзе подчеркнула, что требования покупателей растут с каждым годом, а значит, будет ещё жестче конкуренция между предприятиями торговли. Это требует новых знаний. Уже нельзя работать на "авось" и "как-нибудь". А когда предприниматель говорит, что работает с восьми утра до восьми утра, это свидетельствует о том, что он не умеет организовать свой труд и не владеет технологиями ведения бизнеса. Поэтому такие форумы очень полезны, о чем неоднократно говорили в течение дня представители из районов области.

Интересный момент: для отделов- "магнитов" (которые притягивают покупателей в торговый центр за определенным товаром или услугой) должна быть установлена минимальная стоимость аренды. Метод гибкой арендной платы у нас, в отличие от Москвы, используется крайне редко. Нет и чётко продуманных концепций торговых центров (на кого он ориентирован, покупательная способность и т. д.), а между тем они могут привлечь гораздо больше посетителей, а значит, и денег.

Чтобы торговля была эффективной, важно учитывать любую мелочь, даже, например, такое обстоятельство, что отделы для мужчин нельзя располагать выше второго этажа (мужчины редко доходят туда). Или то, что расходы на товары для детей составляют более 35% от расходов семьи, а значит, желательно разместить все товары и развлечения для детей в одном месте (чем дольше семья пробудет здесь, тем выгоднее). Ну и безусловно необходима организация мест для отдыха (скамеечки, кафе и, извините, туалеты) - сегодня этим пренебрегают многие наши торговые центры.

О плюсах и минусах такой технологии, как франчайзинг (приобретение готовых бизнес-технологий), рассказали генеральный директор компании "Шик" Ольга Епифанова и бренд-менеджер торговой марки "Yax" Юлия Фёдорова. Известные мировые бренды ("Finn Flare", "Columbia", "ИКЕA", "Sela" и др.) пришли в наш регион именно благодаря франчайзинговым технологиям. Учитывая то, что покупатели отдают всё больше предпочтений известным брендам, за франчайзингом большое будущее.

Танцующие официанты

На форуме было уделено много внимания повышению эффективности предприятий общепита. По традиции, в основном, внимание фокусировалось на работе кухни. Однако сегодня клиенту продают скорее не осязаемый продукт, а настроение, уважительный сервис. К сожалению, пока во многих заведениях кухня и атмосфера в зале противоречат друг другу.

Например, в кафе быстрого обслуживания почему-то звучит музыка для релаксации. Хорошее качество обслуживания - зачастую невыполнимая задача. Как и во многих отраслях, эта проблема связана с кадрами. И может, до поющих и танцующих официантов, как в Европе, нам ещё далеко, но дать совет по выбору блюд или предложить программу скидок вполне доступ. но и нашим работникам.

Наращивает обороты оснащение предприятий общепита мини-цехами по производству салатов и полуфабрикатов для поставки в магазины. Сегодня в области открыты 16 мини-цехов. Это немного, учитывая богатый потенциал этой сферы.

В заключение участники форума посетили магазины "Пять шагов", "Южный", кондитерскую "Рябинушка", пиццерию и блинную в ЦУМе и другие предприятия города.



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя