Северный рабочий
1 сентября 2007 (139)
Александр ШИРШИКОВ
Ракета стартовала в Неноксе
30 лет назад на вооружение ВМФ СССР был принят ракетный комплекс с
баллистической ракетой РСМ-50.
Испытания проводились в Северодвинске на Государственном центральном морском
полигоне - сначала с наземного стенда (первый пуск в Неноксе произведен 25
октября 1975 года), а потом и с подводной лодки:16 ноября 1976 г. АПЛ К-424
проекта 667БДР постройки Севмаша (заказ 355) выполнила первую ракетную стрельбу.
Командовал кораблем капитан 1-го ранга Б.П. Жуков, ответственным сдатчиком был
один из лучших специалистов завода В. А. Кабанов, а сдаточным механиком - ГД.
Павлюк. Своими грамотными действиями он, по сути, спас лодку, когда при ходовых
испытаниях в сентябре 1976-го из-за ошибки штурмана атомоход ударился о грунт.
АПЛ в кратчайшие сроки отремонтировали на "Звездочке". Все 14 субмарин были
построены в Северодвинске,пять из них остались на севере,остальные перешли на
Дальний Восток. Это был наш ответ на создание аналогичной системы в США
("Poseydon"). К середине 70-х, когда "холодная
война" зашла в тупик.
Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-1
1972-го и Владивостокское соглашение 1974 года поставили под сомнение
преимущества СССР на морском направлении, поскольку резко ограничивалось
количество носителей оружия - эпоха подводных ракетных армад уходила в прошлое.
Для сохранения потенциала стратегических сил требовались новые атомоходы с
новыми ракетами. Генеральным конструктором комплекса был назначен конструктор
всей отечественной морской баллистики ученик С.П. Королева академик и дважды
Герой Социалистического Труда В.П. Макеев.
При постройке первых лодок сложилась интересная ситуация, впрочем нестандартной
ее уже не назовешь: лодки приняты, а испытания ракеты не завершены. Один из
ведущих специалистов-ракетчиков В.Н.Родионов вспоминает: "Этот год, 1977-й, мы
называли лихим. Одновременно на Севмаше скопилось шесть БДРов (!) - стояли они у
дебаркадера, да еще борт к борту. Их предстояло "отстрелять".
Начальником стартовой команды па головном заказе был капитан 2-го ранга Е.В.
Ефремов. На двух серийных лодках стартовую команду возглавлял капитан 3-го ранга
Ю.Н. Еремин, на одной - подполковник Е.А. Кравченко, а на десяти последующих -
капитан 3-го ранга В.Н. Родионов.
Владимир Николаевич на головном заказе был оператором корабельной АСУ и
непосредственно участвовал во всех десяти испытательных пусках с К-424: "На
завершающем этапе испытаний предстояла нам стрельба из Баренцева моря на
минимальную дальность, - рассказывает он. - Идем на прорыв противолодочного
рубежа на
линии Нордкап - Медвежий, в лодке тишина, и тут представитель одного из
предприятий-разработчиков заявляет, что на его приборах сигнал готовности
отсутствует. До момента стрельбы неисправность успели найти и устранить. Зато
потом выпустили стенгазету, где с юмором отразили этот эпизод. А обе ракеты ушли
точно в цель.
Тогда самоотверженно потрудились офицеры-испытатели A.M.
Подколзин, О.А. Мошкаров, Б.И. Пустовит, А.Н.Абрамов, Б.А. Жук, А.Н. Исаков". А
вообще-то наш собеседник сетует: "Конечно, работали не за страх, а на совесть,
особенно на головных заказах. Сейчас ракетные стрельбы растягивают на годы - в
наше время такие задачи выполнялись за пару месяцев. Конечно, наш успех во
многом был обеспечен наличием наземного этана испытаний - сейчас от этого
пытаются отказаться - верно ли это'?".
Комплекс с ракетой РСМ-50 был создан менее чем за четыре года, что позволило ,
СССР начать развертывание этих ракет на 2-3 года раньше, чем за рубежом. Этот
комплекс и сейчас состоит на вооружении ВМФ России. А при доработке эта ракета -
уже комплекс "Волна" - обеспечивает решение научно-практических задач: вывод на
околоземную орбиту космических аппаратов.
|