|
Северный рабочий
11 сентября 2007 (144)
Дмитрий ШЕВАРОВ.
Русский ответ
Мы должны дать этот ответ прежде всего самим себе, а уже потом западу и вошку
[an error occurred while processing this directive]
Эти снимки сделаны минувшим летом на протяжении трех дней в центре Вологды, где
проходил фестиваль сельской художественной самодеятельности "Солнцеворот".
Отправляясь в командировку, я, конечно же, собирался писать о фольклоре, о том,
что еще жива музыкальная, песенная традиция, но сейчас мне кажется, что,
пустившись в этот разговор, я не успею сказать о главном. А главное в том, что
мы живы как народ. Открытие, которое кому-то может показаться смешным, нелепым,
но тот, у кого душа болит, поймет меня. Ведь ни отвоеванная у южнокорейцев и
австрийцев зимняя Олимпиада, ни флаг на дне Ледовитого океана, ни самый большой
в мире валенок, скатанный, чтобы попасть в книгу рекордов, ни ослепительные
московские витрины - ничто это не даст нам ответа на вопрос: а жива ли душа
народная?
[an error occurred while processing this directive]
Если бы не было этого внутреннего занавеса, разве имела бы успех пропаганда
уныния: мол, в русской глубинке жизнь давно закончилась, все спились или
удавились. А мы этому верим, ведь так долго нам это внушают столь убедительно,
наглядно, с цифрами в руках, что и не поспоришь. Но, верно, правы старики:
бывает такая правда, которая хуже всякой лжи.
[an error occurred while processing this directive]
Посмотрите, сколько достоинства, приветливости, чистоты в этих лицах на снимках!
Как свежо в них читается древняя истина: "Светильник телу есть око...".
[an error occurred while processing this directive]
Мы сейчас очень похожи на тех эмигрантов. Железный занавес между большими
городами и глубинкой пострашнее, чем занавес между СССР и Западом, ведь он
рассек единое тело нашей страны и сделал нас глухими и слепыми к самим себе.
[an error occurred while processing this directive]
А еще мне вдруг вспомнились названия вологодских деревень: Аленкино, Сестрилка,
Золотогорка, Светлоликово, Колыбелька, Малышкино, Свети-лово, Скородумка,
Красотинка, Серебрянка, Роднички... И отчего так много ласковых и теплых имен на
нашем суровом и холодном Севере? Отчего в названиях северных деревень так много
света и серебра?
[an error occurred while processing this directive]
Он построен на слове. Так вот названия деревень - это аутотренинг народа. Этими
названиями крестьяне пытались смягчить феодализм. Так потом они пытались
смягчить коллективизацию и называли колхозы: "Веселая жизнь", "Отрада"... В
условиях нашего климата поддаться унынию - значит погибнуть..."
[an error occurred while processing this directive]
Но вернемся к недавнему
летнему празднику, к девушкам в хороводах - как хороши они в сарафанах, бусах,
каргопольских рубахах, праздничных расшитых фартуках, с лентами в волосах! Как
завистливо, широко распахнув от изумления глаза, оглядывали деревенских красавиц
их городские ровесницы. Быть может, именно в тот момент юные горожанки и
горожане впервые остро почувствовали, что все, во что они одеты, -чужое. И как
давят и тело, и душу куцые тряпки, сшитые на Скорую руку где-то в далеком Китае
или Турции.
[an error occurred while processing this directive]
Но не в первый раз такое с нами, и верится: вот-вот опомнимся. Нам есть куда
возвращаться. Нам есть, что любить. У нас есть неохватная земля, прекрасные
песни и чудесные дети. Только бы свечу не задуло.
[an error occurred while processing this directive]
| |