Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Северный рабочий
8 сентября 2007 (143)
Любовь ВАЛОВА

Стихия паузы

Предлагаем вашему вниманию заметки бывшей заведующей литературной частью Северодвинского драматического театра Любови ВАЛОВОЙ, посвященные замечательному актеру - заслуженному артисту РФ Вячеславу ДМИТРИЕВУ, работавшему в театре в 60- 80-е годы. Сейчас он проживает в Архангельске. Дмитриев - ровесник театра, в этом году ему тоже исполнится 70. [an error occurred while processing this directive]

Второй акт в спектакле "Мария Стюарт" заканчивал персонаж Дмитриева граф Лейстер. Уже сыграна перед этим сцена прощания с Марией Стюарт, предана любовь. Казалось бы, отрицательный герой. Но сыгранное чувство любви и трагизм невозможности хоть какого-то ее проявления делали свое дело. Уходя со сцены, Дмитриев всегда срывал аплодисменты. [an error occurred while processing this directive]

В спектакле "Будьте здоровы" пауза была обязательной, застроенной режиссерски. Его герою Людовику необходимо было во что бы то ни стало заполучить кредит под наследство тестя. Смерть тестя зафиксирована, некролог в печати, но... тесть оживает. Чтобы оттянуть сообщение о воскрешении, Людовик в другой комнате гримируется под покойника, там же его обмеряют служители похоронного бюро и благополучно уходят. Открывалась дверь, и зритель ждал появления находящегося за ней "наследника". Но дверь зияла пустым проемом - Дмитриев точно знал, сколько нужно ждать, чтобы разогреть зрительское ожидание. По чисто актерской задаче он якобы прислушивался, что делается в других помещениях. Доведя зрительское ожидание до определенного градуса, он - нет, не выходил! - по-пластунски, озираясь, рывками выползал из-за этой двери буквально пересыпанный пудрой. Первый взрыв смеха, первый вал. А далее без единого поясняющего слова в метаньях по сцене игралось несоответствие между внешней респектабельностью джентльмена- аристократа и страхом разоблачения нищего афериста, ведь решалась судьба наследных миллионов. Девятый вал зрительского смеха - до изнеможения, до слез, когда от смеха начинало ломить скулы, - актер хорошо рассчитывал. Эта пауза могла длиться от полминуты до трех и более минут. Заготовки, импровизация, каскад каких-то животно-обезьяньих трюков. Во время своих длинных пауз он, конечно же, был королем смеховой стихии, купался в ней и заражал ею все досягаемое пространство, ...... [an error occurred while processing this directive]

Тот незабываемый спектакль шел в поселке Самодед Плесецкого района. В зале жители лесопункта. Что тогда вызвало максимальную самоотдачу актера, загадка - так случилось, бывает. В тот вечер Дмитриев даже не играл - он жил и был овчаром. [an error occurred while processing this directive]

"В бою всегда лучшие падают первыми - в этом счастье для них и трагедия для оставшихся", - это Дмитриев отыграл вину Кэлина за то, что вернулся с войны, оставив там друзей. И пошла вторая часть паузы, на которую снова не хватило отмеренной музыки, - игрался и момент счастья обретения взаимности, и момент понимания, что происходит "разрыв сердца" от ответственности за все живое: "Когда потолок дает осадку, должна же хоть одна мышка взять на себя ответственность за эту осадку". Он со всеми простился - с водой и воздухом, солнцем и наступившей ночью; простился и со зрителями, подойдя к самому краю сцены. Не торопясь поправил забор овчарни, прибрал инвентарь и "ушел умирать". Акценты сместились - пауза превратилась в кульминацию роли и спектакля. А слезы мужчины так и капали на колодки... [an error occurred while processing this directive]

Если в "Святая святых" пауза была непроизвольная, то в спектакле "Жизнь Галилея" на принципе варьирования пауз была выстроена вся роль. Дмитриев сам предложил режиссеру этот ход, и озарение пришло на одной из репетиций, когда он вдруг спешно потребовал, чтобы ему принесли какой-нибудь шарик вместо яблока. Первый акт. Галилей играет с этим шариком, как фокусник, - демонстрирует своему ученику принцип движения планет и Земли вокруг Солнца. В паузах текста пробежки вокруг станка: пока это его жилище - потом станок будет местом "казни", к финалу - келья "вероотступника". А пока Галилей широко забирает пространство сцены, задорно моется до пояса, с восторгом обливается водой. Шарик постоянно возникает как сидящая в нем мысль о гениальности открытия. [an error occurred while processing this directive]

Третий акт. Текст пьесы вымаран до максимума. Творческий принцип актера - "Зачем на сцене иллюстрировать текстом то, что можно сыграть без него?" По центру помоста Галилей в кресле. И если бы не полуовальный желоб с катающимся по нему шариком в руках, сидящего можно было бы принять за мумию. За весь акт он так и не сделает ни одного движения, кроме этого, еле заметного поднимания краев желоба. Шарик то ускоряет свое движение из края в край, то замедляет. Мысль еще работает. Диалог с учеником через очень большие паузы. Шарик застыл, поднялись веки - надежда, что ученик будет продолжателем. И снова звук катящегося шарика - догадка, что ученик приставлен шпионить. В конце акта разогнавшийся шарик замедлит свой ход и замрет. [an error occurred while processing this directive]

Дмитриев почувствовал аудиторию бог знает каким чутьем. По нерву спектакля это был премьерный показ. Длительная овация, делегация за кулисы и переговоры с дирекцией о втором показе. Театр снял какую-то комедию, а зри-тели организовались сами на аншлаговый спектакль. Более того, через отделение ВТО Коми АССР были на спектакль вызваны немецкие члены жюри проходящего в то время в СССР фестиваля спектаклей Б. Брехта (звезды так сошлись). Через какое-то время Дмитриев получил диплом фестиваля за лучшее исполнение роли Галилея на пространстве СССР, а материалы по спектаклю запросил музей Б. Брехта в "Берлинер Ансамбль". Всего этот спектакль был отыгран десять раз. [an error occurred while processing this directive]



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета


ERROR 404 - File Not Found



ERROR 404 - File Not Found