Пресса Архангельской области
 


Рыбак Севера
18 ноября 2004 (48)
Андрей ПАВЛОВ

Первый Герой тралфлота

Им был капитан от Бога Никон Зосимович Веселков

Представители старшего поколения моряков, кому посчастливилось когда-то работать у Никона Зосимовича, первым делом скажут: "Знаете, каким он капитаном был? От Бога, от природы".

Сын помора из деревни Долгое - из одиннадцати детей славной поморской семьи Веселковых. Мальчик с девяти лет ходил с отцом в Белое море, а сети вязать умел уже шестилетним. Детские годы его прошли в Соломбале, потому и выбор будущей профессии был однозначен - море.

В 20 лет Никон стал учеником лоцмана, а немногим позже поступил в Архангельский морской техникум, который в 1930 году успешно окончил. И сразу - в море. А через шесть лет он уже капитаном на траулере идет на рыбный промысел.

Финская и Великая Отечественная войны прервали мирный труд рыбака. Пришлось ему служить командиром на кораблях Северного флота. Лишь после демобилизации в 1947 году возвратился Никон Зосимович в Архангельский траловый флот. Назначили его капитаном на РТ-292 "Петропавловск".

Вот здесь-то и раскрылся в полной мере талант руководителя экипажа, хозяйственника. Девиз рыбаков тех лет был прост - дать Родине больше рыбы, и "петропавловцы", члены комсомольско-молодежного коллектива, в этом очень преуспевали...

Шестидесятилетним был в 1966 году Н. 3. Веселков, когда его перевели на работу капитан-директором в Севастополь. Одно десятилетие прошло, второе - и обрываться стала нить связи с моряками северного промыслового флота. С каждым годом все меньше и меньше оставалось старых друзей, тех, кто трудился вместе с прославленным рыбаком, знал его лично.

А Никону Зосимовичу так не хочется забвения, равно как и отстать от реалий сегодняшнего дня предприятия, с которого началась его славная трудовая биография. И он, уже будучи 94-летним, ведет переписку с Зоей Дмитриевной Фоминой, которая в годы его работы начальником Архангельского тралового флота была у него секретарем, в ходе которой хочет и привет тем, кто знал его, передать, и воспоминаниями поделиться.

Последнее письмо, на мой взгляд, в историческом плане представляет собой большую ценность. Ведь оно - от рыбака, ставшего легендой отечественного тралового флота.

"Прожил я, - пишет Веселков, - трудную, многострадальную и опасную для здоровья жизнь. Достаточно сказать, что, став моряком, я 57 самых дорогих ее лет отдал честному и беззаветному служению морю в разных командных должностях. 38 из них проходили в условиях Севера и Заполярья в Архангельском траловом флоте. В 1947 году, когда я был капитаном на РТ "Петропавловск", мне первому удалось разработать и внедрить на рыболовном траулере строгий учет его хозяйственной деятельности.

Моя методика была признана в 1959 году также в Мурманске и приказом внедрена на все промысловые суда Северного бассейна, и начали они работать производительно, с прибылью, хотя и имели на пятилетку убыточные плановые задания. Так, например, на семилетку (1959 -1965 гг.) нашему РТ-292 был запланирован убыток в один миллион 96 тысяч рублей. Благодаря хозрасчету, наш экипаж взял обязательство выполнить семилетний план за пять лет и дать государству вместо убытка пять миллионов рублей чистой прибыли.

Слово свое мы сдержали, более того, справились с планом за четыре года и девять месяцев, а прибыль у нас составила более пяти миллионов рублей. Затем до конца семилетки вместо запланированных убытков наш экипаж дал более восьми миллионов рублей чистой прибыли. В итоге за высокие показатели работы 13 марта 1963 года мне было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда".

Вспоминает бывший третий помощник капитана "Петропавловска" В. А. Бурый:

- Я первым узнал в рейсе о награждении нашего капитана Золотой Звездой Героя: находясь на утренней вахте, услышал сообщение об этом по радио. Тут же вызвал Веселкова на мостик, чтобы сразу сказать ему об этом. Ликования на лице его что- то не заметил. Никон Зосимович был предельно собран и сосредоточен, как обычно на промысле.

Но вечером, принимая поздравления от своих помощников, он был в прекрасном расположении духа, угощал нас отличным вином, хотя сам его никогда не употреблял, даже по столь серьезному поводу. А еще добавлю, что работа на "Петропавловске" была для меня хорошей школой. Веселков - мой первый капитан, доверивший мне, начинающему судоводителю, сложный участок работы. Именно под его руководством стал я промысловиком.

В том же 1963 году Никон Зосимович написал книгу "Верным курсом", на страницах которой подробно делился опытом по хозрасчету. Он излагал, как нужно вести счет копейкам и минутам, килограммам и метрам, превращая в конечном итоге в миллионы прибыли. Красной нитью проходит в книге мысль о том, что главное -люди, которые решают все. Управлять ими, воодушевлять на творческий труд -это и есть талант руководителя.

С большой теплотой и любовью отзывается Веселков о своих помощниках: штурманах С. Бахорине, С. Сердюкове, механиках П. Грязнухине, В. Балдине, В. Попове, рыбмастере К. Матвееве и других моряках. Он пишет: "Люди эти хорошо изучили технику, особенно своего корабля, накопили немалый опыт и охотно передают его товарищам.

Почти все они награждены Почетными грамотами, орденами, знаками. Люди - наш золотой фонд, которым мы особенно гордимся. Двадцать шесть вчерашних матросов и кочегаров с нашего судна получили дипломы штурманов и механиков, продолжают работать у нас и на других судах".

Вспоминает бывший матрос добычи В. И. Нагибин: "Все строилось на полном доверии со стороны капитана Веселкова ко всем членам экипажа". "Все старались внести свой вклад в общее дело", - подтверждает первый помощник капитана Н. Т. Малыгин. А дело было поистине грандиозное.

Особое место в жизни Николая Зосимовича занимала рационализаторская деятельность. Человек творческого склада, он постоянно что-то искал, изобретал, внедрял и получал экономический эффект. Об этом тоже вспоминает в том последнем письме: "За этот период работы (в тралфлоте) мною было внедрено на промысловых судах более 200 рацпредложений, дающих прибыль производству и государству. За это мне полагались авторские гонорары от годового экономического эффекта.

Для меня производственные и государственные интересы были превыше личных, поэтому от получения причитающихся мне авторских гонораров я отказался в пользу предприятия. В 1936 году мое предложение по механической мойке рыбы в Мурманском траловом флоте было признано изобретением с экономическим эффектом более трех миллионов рублей.

За это мне приказом был определен авторский гонорар сто тысяч рублей. По Архтралфлоту также последовал приказ о годовом эффекте около миллиона рублей и вознаграждении тридцать тысяч рублей".

Две войны, финская и Великая Отечественная, которые Веселков прошел от начала до конца в качестве командира кораблей Северного флота, отодвинули получение гонораров. А с наступлением мирного времени Никон Зосимович пишет: "Проявляя патриотические чувства к любимой Родине, я отказался от 100 тысяч рублей, хранившихся на депоненте тралфлота с 1939 года, и попросил его руководство, ЦК профсоюза работников рыбной промышленности передать гонорар в фонд восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Что и было сделано".

Когда прославленного капитана перевели в Севастополь, он продолжал плавание на судах в Атлантическом океане еще пятнадцать лет (пять из них рыбу ловил), то есть до 75-летнего возраста! Что для этого нужно? Конечно, здоровье. О том, как Николаю Зосимовичу удавалось поддерживать его, он тоже рассказывает в письме друзьям: "Я не курил, не пил спиртных напитков. Восемь раз покупал путевки на санаторное лечение в Евпатории и еще сорок раз ездил бесплатно в другие места, в том числе три раза в Карловы Вары".

О капитан-директоре Веселкове, передовых методах его работы в свое время снято два кинофильма, правда, уже в южный период. И демонстрировались они тоже на промысловых судах Севастополя.

Но, увы, более чем полувековая работа в море дала о себе знать: у Николая Зосимовича случился инфаркт миокарда. "После чего, - поведал он в своем письме, - в 75 лет я вышел на пенсию. А в июле 1990 года меня постигло несчастье: при посадке в троллейбус сбили с ног. Падая, поломал шейку бедра правой ноги.

Но я не отчаивался, старался бодрствовать. Состояние здоровья четвертый год поддерживаю за счет каждодневной трех-четырехразовой физзарядки по 3 часа в день". Капитан Веселков не сдавался, не жаловался на судьбу, пославшую ему испытания. "Она, - замечает прославленный промысловик, - и так благоволила мне в долгой производственной деятельности: любые задания в военное и мирное время я выполнял досрочно и перевыполнял".

Последняя фраза так точно - жизненное кредо капитана. Мог он стать и крупным руководителем: дважды назначали начальником Архангельского тралового флота, был заместителем министра рыбной промышленности Латвии. Но Николай Зосимович, которому претило засиживаться даже в самых шикарных кабинетах, видел свое место только на рыбацком траулере. Кроме Звезды Героя Соцтруда, у моряка немало и других наград: орденов, медалей, знаков и грамот. Он - капитан первого ранга рыбной промышленности.

Немного не дожил Н. 3. Веселков до своего 100-летнего юбилея - 3 апреля 2006 года. Считаю, что будет очень справедливо, если на родине знаменитого капитана установят хотя бы мемориальную доску, а именем человека-легенды назовут промысловое судно. Времени до 60-летия Великой Победы и векового юбилея хватит для того, чтобы подумать над этим вопросом.



Рыбак Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя