Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Рыбак Севера
8 июня 2006 (21)
Владимир СОКОЛОВ.

Чтобы не случилась беда...

Решение в областной администрации принято три месяца назад.

С того времени не изменилось ничего

Помню, еще три года назад Александр Максимов, в ту пору директор департамента транспорта и связи области, говоря о возрастающих объемах перевозки нефтепродуктов через северные порты, предостерегал - от танкеров исходит вполне реальная экологическая опасность. Одной аварии хватит, чтобы отравить на многие десятилетия и Северную Двину, и Двинский залив. Александру Викторовичу как никому другому еще тогда было видно - достаточно одному из судов однажды промахнуться на фарватере, коснуться бровки канала, не вписаться в поворот - и двадцать тысяч тонн нефти окажется в реке. Оградить нашу ранимую природу от вязкой въедливой грязи будет некому и нечем.

Есть на Мосееве острове организация - экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ (АСПТР). В составе Северного морского пароходства он существует с 1957 года. И всегда в его функции входило выполнение задач, связанных с экстремальными условиями на море. Советское государство, помня, что морской транспорт - зона повышенного риска, заботилось о поддержании спасательных судов в постоянной готовности, тратило большие средства на обучение экипажей действиям в экстремальных условиях.

Почти пятнадцать лет назад государственное предприятие - Северное морское пароходство - акционировалось. Надо отдать должное руководству СМП: получив в довесок к транспортному флоту отряд АСПТР как имущество, не подлежащее приватизации, пароходство не оставило его ржаветь в дальнем углу Соломбалы. Морские спасатели продолжали нести вахту по обеспечению морской и экологической безопасности на Белом море. А расходы по их содержанию полностью легло на акционерное общество. Более того, когда в августе 2000 года было издано распоряжение Правительства России о мерах по предупреждению загрязнения окружающей среды и ликвидации их последствий, именно при отряде АСПТР в порту Архангельск было создано единственное на Белом море подразделение для ликвидации разливов нефти.

И снова за счет морского пароходства все десять его специалистов были обучены работе со сложным оборудованием, для этого им пришлось выезжать в Ливерпуль в центр подготовки морской спасательной службы. Было приобретено и само оборудование - система "Скиммер", способная снимать нефтепродукты различной вязкости с водной поверхности, и боновое резиновое ограждение. Их стоимость - 27 тысяч евро. Подразделение начало действовать. И тогда, и позднее начальник отряда Павел Подъяков утверждал: "Случись беда, конечно, мы пойдем и сделаем все, чтобы последствия разлива были минимальны. Но почему борьба с загрязнением - головная боль только пароходства?".

Все знают об аварии судна компании "Волготанкер" в Онежском заливе. Катер отряда АСПТР "Метель" принимал там участие в аварийных работах. На нефтебазе "Глухое" произошел разрыв трубопровода. Специалисты подразделения очищали реку от остатков мазута. Затонул на Соломбальском рейде катер "БК-1". И здесь работники сумели локализовать источник загрязнения. Навал танкера "Темзештерн" на причал района Экономия, к счастью, не стал причиной экологической катастрофы, но дежурство по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов здесь осуществлялось весь период его ремонта. Мнение о высоком профессионализме подразделения по ликвидации разливов нефтепродуктов сложилось в порту давно - достаточно их вызвать по телефону или радиостанции, и помощь придет незамедлительно.

Еще в мае 2003 года глава областной администрации утвердил перечень предприятий, для которых обязательно иметь планы предупреждения и ликвидации возможного аварийного загрязнения морской акватории нефтепродуктами (ПЛАРН). В этот список вошло 27 организаций. Данным распоряжением предусматривалось либо создание собственного формирования по ликвидации разливов, или составление договора с отрядом АСПТР. Затем на основании приказа МЧС России в конце 2004 года областное управление ГО и ЧС еще раз подтверждает перечень организаций, обязанных обеспечить промышленную, пожарную и экологическую безопасность. Еще раз указывает на необходимость иметь формирование по борьбе с разливом нефти.

Как ни странно слышать, но с тех пор в области только три предприятия выполнили данное распоряжение - ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Бункерная компания", администрация морского порта Архангельск. В стадии затянувшегося на неопределенное время согласования находятся ПЛАРНы СРЗ "Красная кузница", ОАО "Северное речное пароходство", ОАО "Арктикрейд", компании "Роснефть". С при- ходом к руководству Архангельским тралфлотом Юрия Никулина и здесь вопрос о создании подразделения по ликвидации разливов сдвинулся с мертвой точки. Руководители остальных предприятий на грозную бумагу либо просто не реагируют, либо продолжают дискуссию на тему целесообразности включения их предприятия в данный перечень.

"Деятельность предприятий, не имеющих ПЛАРНа, то есть не обеспечивающих безопасность работ с нефтепродуктами, незаконна", - так было заявлено на прошедшем три месяца назад совещании морского совета при главе обл- администрации. Посидели - поговорили, разошлись. И похоже, снова забыли. Как нам сообщил начальник отряда АСПТР Павел Подъяков, с того времени ничего не изменилось.



Рыбак Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман