Пресса Архангельской области
 

anapa-lazurnoe.ru/kvartiri-v-anape-tseni">Квартиры в анапе цены

Отдых в Анапе. Каталог квартир, контакты для бронирования мест

anapa-lazurnoe.ru



СМ. вестник
15 августа 2002 (8)
М. Санин

ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О СОЛОВЕЦКИХ ЮНГАХ

СОЛОВЕЦКИЕ КАМНИ

"Правда Севера", 1982 год, 17 июля

Если добираться на остров по морю и сразу от причала пойти в поселок, то первым на пути станет этот памятник.

Война обошла остров. Старожилы говорят, за всю войну один раз прорвался к острову самолет с черными крестами и сбросил одну бомбу. Больше не успел.

И все же на острове чувствовалось, что война совсем рядом. По морским орудиям береговой обороны. По нацеленным в небо стволам зениток. По множеству черных бушлатов и бескозырок, среди которых затерялись штатские пиджаки и кепки. Остров, на котором жителей насчитывалось всего несколько сотен человек, отправил на войну четыре с половиной тысячи мальчишек. Многие из них никогда больше не ступят на эту землю. Вместо них в дома пришли похоронки. Их получили на Дону и на Волге, на Днепре и на берегах Северной Двины, в Ленинграде и на Урале :

А памятник им поставлен здесь. Сложили его оставшиеся в живых из дикого соловецкого камня. Большие валуны зажали стелу, - обтесанную с одной стороны глыбу. Обнесли их смычками якорной цепи и по морскому обычаю поставили рядом большой якорь "адмирал".

Впервые увидев этот необычный памятник, я вспомнил песню: "Мальчишки, мальчишки, вы первыми ринулись в бой, мальчишки, мальчишки страну заслонили собой :"

Для этих мальчишек война началась с этого острова в 1942 году. Первым кораблем для будущих моряков был старый пароход "краснофлотец". На нем добирались на Соловки из Архангельска. "Приехали мы на голое место в тайгу, - писал один из шестнадцатилетних мальчишек домой, - где они озера, болота и камни:". - Чего, чего, а камней здесь хватало. Земля щедро продолжает выталкивать на поверхность гранитные валуны, из которых природа создала этот остров. Камни были первыми врагами мальчишек.

В доме бывшего юнги на видном месте рядом с гордостью соловецкой земли я увидел гранитный осколок. Мы не торопливо перебирали военное прошлое моряка. Перелистывали альбом пожелтевших фотографий. А я украдкой все поглядывал на серый осколок, удивляясь почетному месту невзрачного камня среди дорогих памяти предметов. Наконец догадался. "Соловецкий?". - "Точно. Соловецкий". Взял камень, подержал в руке. Подбросил. Сказал задумчиво: "Сколько слез было из-за камней". Аккуратно положил серый кусочек на место среди дорогих сувениров. "Тут так получилось. В позапрошлом году я был на острове. Пошел в лес искать свою землянку. Мы в сорок втором как приехали, сразу стали землянки строить. Сначала котлован рыли. На два штыка землю выбрали - камни полезли. Ногти мы на этих камнях все оставили. А силенки какие у пацанов? И вдруг в самой середине котлована здоровенный валун раскопали. Двадцать юнгашей навалились - не поддается. Нам и смешно, и слезы текут. Хорошо помню: хохотали и плакали. Хоть зарывай его обратно. Потом сообразили, - разложили вокруг огонь. Как накалился камень, давай водой поливать. Пока не раскололся. Так очистили весь котлован от камней.

Сейчас сруб той землянки, конечно, сгнил. Столько лет прошло. А котлован я нашел. Осыпался, зарос уже, но узнать можно. И надо же, в самой середке три здоровых валуна опять вылезли из земли. И решил я тогда кусочек отколоть на память. С собой топор был. Сначала я обухом бил. Не колется. Тут меня "взяло". Вспомнил, как пацанами мы с ними мучались. Начал острием колоть. Топор там и бросил. Слабым железо оказалось против соловецкого камня.

А этот осколок в траве нашел. Может, от того валуна остался, который мы в 42-м огнем одолели. Вот привез на память".

На память нам остался и дневник юнги первого набора Павла Яшина. По скупым дневниковым записям можно составить представление о первых шагах мальчишек в суровую военную жизнь.

": 4 августа 1942 года. Началась новая для меня жизнь. Все комиссии прошел благополучно. Учебные классы и помещения для жилья еще не готовы. Сейчас все юнги занимаются постройкой столовой и землянок.

25 августа. Живем в палатках, в каждой по тринадцать человек - очень тесно. Ужасно скверная погод: второй день дождь. Сегодня работали на землянках до двух часов.

22 октября. Построили новую столовую. А как мы обедали раньше!.. Идет дождь или снег, вместе со снежинками и каплями дождя подносишь ложку с супом ко рту : Ноги замерзли, сам дрожишь, как мокрая курица:

30 ноября. Этот день навсегда останется у нас в памяти: в 10 часов мы выстроились у кубрика для принятия военной присяги. Мы давали клятву на верность своей Родине. У всех было приподнятое настроение.

13 октября. Отправка на флот. Вчера вечером мы из Савватьево отправились в кремль и к полуночи пришли на место. У пирса уже стоял транспорт. А сегодня я проснулся как раз в тот момент, когда отдавали швартовы:".

Если летом пойдешь в лес по грибы, или за ягодами, или просто побродить по острову, обязательно наткнешься на следы землянок, построенных юнгами. За сорок лет котлованы стали похожи на обмелевшие воронки от фугасок.

Но не исчезли совсем.

Не все держится в человеческой памяти, но и всего забыть невозможно. Незабываемыми остаются узловые моменты жизни. Для четырех тысяч мальчишек таким был проросший лесами усеянный дикими камнями остров в Белом море. Отсюда они сразу шагнули в первый в своей жизни человеческий подвиг - на защиту Отечества. Не всем из них довелось увидеть зарю нашей Победы :

На острове каждый год бывает сто тысяч людей. По дороге от причала первым на их пути стоит памятник из дикого соловецкого камня.

И. Запорожец, о. Соловки

ЗДРАВСТВУЙ, ЮНОСТЬ МОЯ

"Правда Севера", 1982, 30 июля

"Здравствуй, море Белое, - пенное,

Серый камень, морская трава.

Здравствуй, юность моя военная -

Соловецкие острова!.."

Юрий Зайцев, юнга

- Отдать швартовы! - прозвучала с рулевого мостика усиленная мегафоном команда. Обгоняя матросов, Владимир Комтин подбежал к кнехту - и трос летит за борт.

- Он любит отдавать концы. Специалист, - улыбается стоящий рядом капитан первого ранга запаса В.А. Миющенко, намекая не только на матросскую юность Комтина, но и его сегодняшнюю профессию портовика - хозяина причалов в Николаеве.

Спасательное судно медленно отваливает от причальной стенки. Курс - Соловецкие острова.

Владимир Федорович Комтин остался на берегу. На Соловки он отправляется через час на теплоходе "Буковина". В.А. Миющенко и В.Ф. Комтин - из Николаева. Они - те самые легендарные мальчишки из Соловецкой школы юнг, которая была на островах в годы войны. Сорок лет прошло со времени ее основания. Поэтому и спешат туда юнги со всей страны.

На спасателе шумно, особенно в тесном кубрике.

- По трапу только бегом, - поторапливают замешкавшегося на трапе.

На юте ни на минуту не прекращается разговор, ни вечером, ни ночью - до самого утра. Юнгам-ветеранам есть что вспомнить.

Лешка Штефан рос без родителей. Самые близкие для него люди в Николаеве - моряки, у которых он пропадал целыми днями. Когда они отступали, взяли мальчика с собой. На Перекопе шли особенно напряженные бои. Его послали в штаб с донесением. Дошел, но на месте штаба была большая воронка. Голодный, промерзший, Лешка заревел бессильными мальчишескими слезами и не сразу заметил, что земля под ногами шевелится. Бросился разрывать и нащупал сапог. Сколько тащил на себе раненого комиссара полка, Лешка не помнит, но дотащил все-таки. Когда возвращался в морскую бригаду, попал под обстрел - контузия, ранение ног:

Чуть наклонившись к Миющенко, чтобы лучше было слышно, Алексей Дмитриевич Штефан рассказывает: "За тот случай меня наградили орденом Красного Знамени, но вручили его не так давно - в 1972 году. А тогда после госпиталя в райкоме комсомола узнал, что открылась школа юнг. Я туда:"

По приказу наркома Военно-Морского Флота и решению бюро ЦК ВЛКСМ в школу юнг - самое молодое воинское формирование принимали только добровольцев. Тысячи мальчишек стремились попасть туда. Голодные, худые, они думали об одном - скорей на фронт, там они нужны. Дети военного времени, а им было 14-15, иным и 13 лет, с Волги, Урала, Севера стали первыми юнгами. Мальчишки с непростыми судьбами: У многих не было родителей, они уже работали, некоторые, как Алексей Юденков, пришли в школу с боевыми наградами. Каждый с характером! И с одной целью: скорее выучиться, получить военную специальность моториста, боцмана, радиста, рулевого, электрика - и быстрее на фронт.

Утром на горизонте показались Соловецкие острова. На палубе никого, только на носу корабля застыла одинокая фигура Израэля Менделевича Шмагина. Словно обращаясь самому себе, произнес:

- Был здесь в семьдесят пятом году - крепился, а в восьмидесятом, когда нас встречал весь поселок, какая-то женщина сказала: "С возвращением вас!". Не выдержал, заплакал. Ведь верно: встречали, как вернувшихся сыновей. Здесь мы стали людьми, научились защищать Родину. Значит, и родились здесь:

На причале нас ждали - мы пришли последними. У старого пирса уже стоят тральщик новгородского клуба юных моряков, носящий имя героически погибшего юнги Саши Ковалева. "Лермонтов" - судно ребят из Петрозаводска. На них прибыли на встречу соловецкие юнги и карельские юнги настоящего времени.

- Сколько же я тебя не видел!

- Да с сорок восьмого, когда на "Куйбышеве" служили.

- Да это же Юрий Татарников!

- Совсем такие же как и сорок лет назад, - улыбается комиссар школы юнг Сергей Сергеевич Шахов. - Вот так на каждой встрече: как ступают на соловецкую землю, сразу становятся теми самыми юнгами:

Сорок лет - почти полвека. Все дальше отодвигается от нас война, стираются в памяти лица, события. Но забыть гибель товарищей, таких же мальчишек, беспрерывные бои невозможно, - размышляет Виктор Александрович Миющенко. - Юнги - самые юные ее участники.

Да, за нами идет поколение мирного времени, не знавшее войны. Но не знать, не помнить об этом нельзя. Юнгам выпала честь последними держать эстафету ветеранов. Тех ветеранов, что лишь вот-вот были сняты или снимаются с воинского учета.

День Военно-Морского Флота. У памятника погибшим воспитанникам Соловецкой школы юнг ВМФ в едином строю застыли юнги сороковых и восьмидесятых. Венки у подножья памятника, венки, плывущие по Белому морю.

Вечная память вам, мальчишки, так и не ставшие взрослыми!..



СМ. вестник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя