Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
1 октября 2005 (40)
В. Мамонов

Горячий камень

В поселке Богдановский в ста метрах от дороги, у ручья, лежит удивительный камень. Он имеет форму бруса длиной 1,5 м, высотой около 1 метра. Имеющий плоские верхнюю и боковые грани, камень создает впечатление, как будто вытесан человеческой рукой. При этом боковые грани камня наклонены к нижнему основанию так, что ширина его сверху составляет 0,75 м, снизу около 1 метра. Верхнее основание камня, лежащего на пологом склоне ручья, параллельно земной поверхности. Камень ориентирован так, что выступающий из земли торец его обращен к ручью на север. В верхней части торца видны клинообразные насечки, которые заметно отличаются от естественных сколов и углублений, вызванных воздействием природных условий. Нижняя часть торца - тоже плоская. Каким образом возник такой камень, никто не знает. Все очертания камня указывают, что он является каким-то древним, таинственным историческим памятником. Попытаемся определить его принадлежность, обратившись к истории развития Устьянского края. Анализ ее уводит нас к событиям тысячелетней и более давности, к временам проживания в наших краях чуди заволочской.

При осмотре местности заостряется внимание на углубление в земле у камня. Как будто в этом месте земля стала проседать в какую-то подземную полость. Возможно, камень обозначает место расположения землянки, в которой захоронены или самозахоронены чуди. Однако местность вокруг насыщена камнями. Выкопать здесь землянку трудно и нецелесообразно. Бывший в далекие времена более полноводным ручей в весеннюю пору заливал бы ее. Скорее всего, это углубление появилось вследствие естественного заноса камня землей с других сторон.

Вполне возможно, что этот камень является остатком чудского святилища. Таких святилищ в настоящее время обнаружено не одно на Кокшеньге. Тарногский краевед А.А. Угрюмов в своей блистательной книге о Кокшеньге (Кокшеньга. Историко- этнографические очерки. Вологда, 2003) отмечает, что у чуди были специальные капища (мольбища) - места языческих жертвоприношений ее главному богу Йомалю. Такие мольбища располагались среди куста огромных елей. Посреди них находился большой камень и два поменьше, стояли различные идолы, каменные и деревянные. На большом камне высекались изображения бога, различные обозначения, подписи. В частности, сохранившиеся надписи на камне одного из капищ в Кокшеньге ученые до сих пор не могут расшифровать.

В данном расчищенном месте ели растут и сейчас поблизости. Двух выделяющихся малых камней не видно, однако, метрах в 20 повыше находится каменница из навоженных сверху камней. Возможно, они находятся в составе каменницы, а углубление у рукотворного камня есть выемка от одного из них. Чудские мольбища располагались на возвышенностях. Данное находится хотя и в низине ручья, но на склоне одного из двух больших угоров, между которыми протекает ручей.

Однако при всех сходных признаках нельзя не отметить, что имеем дело с одиночным камнем, расположенным у дороги, проходящей вдоль реки Устья. Не можем не обратить внимания на легенду Шалауровой о затерявшемся в 13 километрах на этой же дороге чудском боге, перемещавшемся в этом же направлении (Устьянский край, 21.01-11.09.1997).

В легенде "Чудское кладбище" приводятся следующие сведения: "На горе, над древней Вежевской давно жил народ чудь в Устьянских лесах около деревни на Наволоке и Вежевской. Они одевались не как наши люди, а по-особому. Носили в ушах и на себе разные изображения, серебряные, оловянные. Управлял ими самый старшой старик. Жили они одной семьей, а как накопится много, то делились на разные избушки, много людей жило в одной избушке. Нашему православному Богу не веровали. А молились своим богам-идолам. В деревне Пенье Никольской волости жила тоже чудь. Вот они и перетаскивали своего бога. Раз пеньевцы у вежан украли бога. Повезли домой, а бог, камень тяжелый, их выбрало из сил. Они остановились у деревни Березницкой, у моста через речку Ворбазу. У моста, на самой дороге тут чудский бог и остался стоять. Это был огромный камень вышиною в аршин-полтора. В ширину - в аршин. На нем какие-то вырезы, вроде нос, рот. Камень очень тяжелый, весом 30 пудов или, может быть, более. Доктор Соловьев заинтересовался этим камнем. Хотел к себе увезти, но много бы понадобилось лошадей, чтобы увезти. Так камень остался стоять на берегу речки Ворбазы, у деревни Березницкой. Камнем этим никто не интересовался. Только в 1912 году мне вежевская старушка рассказала про чудь и про камень. Со времен революции камень исчез, и никто не знает, куда девался камень - чудский бог".

Легенда записана со слов крестьянки Александры Буториной 26.11.1912 года в деревне Березник.

Из легенды следует, что Буторина узнала о чудском боге от вежевской старушки. Согласно легенде чудский бог путешествовал между вежанами и пеньевцами не один раз. Следовательно, у деревень Вежа и Пенье были чудские капища, на которых водружался бог. Расстояние между деревнями по старой грунтовой дороге составляет около 25 км, причем д. Пенье расположена на другой стороне реки Устьи. Поселок Богдановский расположен почти посередине между ними. В легенде имеет место несоответствие в описании величины камня. Камень огромный. Доктор Соловьев даже отказался от намерения увезти его, потому что много бы понадобилось лошадей. А на деле камень не такой большой, высотой и длиной не более 1 метра, шириной - 0,71м. (аршин равен 71см). Указанное противоречие разрешается, если учесть, что в ХIХ веке оценка длины осуществлялась по собственным критериям. Аршины-линейки бывали разной длины. "На свой аршин мерить", - говорили в те времена (Ю.А. Федосюк или энциклопедия русского быта ХIХ века. Москва. "Наука", 2002.). Поэтому не исключено, что в легенде Шалауровой приведено описание камня, лежащего у ручья в Богдановском.

С начала христианизации чуди заволочской, с ХIII века чудские святилища не разрушались. Они сохранялись, только превращались в христианские. Как повествует Угрюмов, на камнях капищ в этих случаях рядом с чудскими изображениями выгравированы христианские надписи. При таком отношении к чудским святыням, оставленным у речки Ворбазы, чудским богом могла заинтересоваться Никольская церковь села Никольское (Строевское). Однако перевезти его в свою обитель помешали революционные события 1905 года. Чудский бог оставлен в удобном месте: в лесу, у не населенного в то время ручья Богдановского, на каменистом месте. Он не затеряется, не уйдет в трясину, не зарастет травой. Оставлен бережно, выровнен, направлен на север.

На протяжении последнего столетия этот камень называется "Горячий". В летнее время, ночью, к нему стекалась молодежь. Камень почти не остывал до самого утра. Сюда приходили влюбленные и признавались в самых чистых и светлых своих намерениях.

Может быть, и по сей день "Горячий" камень - чудский бог, ставший христианской святыней, если к нему прикоснулась церковь, выполняет свою святую миссию - сеять между людьми добро и мир.



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя