Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
18 октября 2005 (47)
И. Болдырев,

Как святой Прокопий на Устью пришел

На протяжении веков русская земля пережила немало трагических периодов. Много славных имен вписала она в отечественную и мировую историю. В грозные годы "лихолетья" взоры и мысли людей обращались к ним, в них наши предки черпали силы и мужество для борьбы. В этой плеяде имен ученых и воинов, защитников земли русской светятся имена поборников православной веры, несущих в

народ силу духовную, объединяющую. Много их было по всей Руси, широко известных, прославленных ею, таких как Сергей Радонежский, Серафим Саровский, и менее известных, местных - не канонизированных, но тем не менее широко почитаемых народом. К ним относится и наш устьянский святой Прокопий Праведный.

Бестужевские священники утверждали, что рукописное сказание о житие Прокопия было в Архангельской консистории, но погибло во время пожара. Первые сведения о нем мы находим в "Исторических сказаниях" священника Иоанна Верюжского, который сам родом из причта Верюжской Введенской церкви Вельского уезда, в пределе которой почивали мощи Прокопия Устьянского.

"В первой трети 17-го века по восточную сторону от церкви Введения во храм Божией матери явились, по древней рукописи, "земля издаде", - пишет он, - мощи в гробе затейливой работы, сплетенном наподобии колыбели из ивовых прутьев. Такого рода погребение никогда не было в употреблении в нашем доныне изобилующем лесами крае", - утверждал отец И. Верюжский. Никому в волости покойный не был известен, а его чудное явление нетленным, исходившее от мощей благоухание и последовавшие вслед за этим исцеления страдающих различными недугами стали склонять окрестное население к мысли о том, что принадлежат они какому-то святому.

"Воздав славословие за дарование им своего источника благодати и безвозмездного врача", крестьяне построили над местом явления мощей часовню. Вскоре после всех этих событий одному устьянскому земледельцу Савелию Онтропову приснился сон: явился к нему человек и велел сделать себе новый гроб. На вопрос, кто он, явившийся назвал себя Прокопием и сказал, что он тот, чье тело было обнаружено близ церкви. Савелий сделал гроб и собирался уже нести в часовню, но Прокопий снова посетил его во сне и приказал домовину свою сверху несколько убавить. Изготовленный и привезенный Савелием гроб оказался точно по мерке мощам. Много лет святые мощи почивали в часовне, но слух о происходящих от них чудесах распространился настолько, что когда в 1641 году на место обветшавшей была срублена новая деревянная церковь больших размеров, их перенесли уже внутрь нее, поставив открыто подле южной стены.

Часто Верюжскую волость навещал некий сольвычегодский купец Иоанн Ермолаев; возымев усердие создать образ Праведного, он стал горячо молиться, чтобы Прокопий позволил изобразить себя. Угодник показался в видении молящемуся и дал на то свое благословение. Получив согласие, Ермолаев призвал иконописца Онисима Карамзина, описал внешность Прокопия и поручил ему сделать икону. По перенесении мощей в церковь стали совершать святому церковную службу и записывать происходящие при них чудотворения.

С 1641 по 1750 год, со слов самих исцеленных, которые во исполнение обета приходили в церковь благодарить и поклониться мощам святого, было занесено в нарочитую книгу двадцать наиболее знаменательных случаев выздоровления и спасения. Всего до 1913 года включительно в книге было записано 44 случая. Интересной особенностью этих записей представляется то, что даже люди, заведомо не знавшие о том, что мощи почивают открыто поверх земли, единодушно рассказывали: посещавший их в видениях Прокопий казался им как бы парящим в воздухе. Так на Устье появился свой святой - Прокопий Праведный.

По мере разрастания все усиливающегося прославления чудес, исходящих от мощей Праведного, он становился все более и более почитаемым всем населением Устьи и даже за ее пределами. В середине 18-го века по епископскому благословлению во имя святого Прокопия Устьянского были освящены придел при Верюжской Введенской церкви, а также придельный престол в Заячерицкой, где среди поля над ключом воды находился уважаемый народом образ Праведного Прокопия.

Долгой и трудной была борьба бестужевских священников и почитателей святого Прокопия за его официальную канонизацию Святейшим Синодом, но так и не увенчалась успехом в этом деле. Были обращения священников к статским советникам, неоднократные прошения прихожан на имя государя, были неоднократные комиссии по освидетельствованию мощей, но Синод, решив оставить местное почитание мощей без их оглашения, отказался от Всероссийского прославления угодника, ссылаясь то на отсутствие имени Прокопия в общем "Списке святых России", то требуя для производства следствия древнее рукописное сказание о явлении мощей Прокопия и произошедших от них чудесах, причем, служащие тогда на приходе показали, что прежде при храме было и житие, забранное вместе с указом и грамотою о свидетельствовании в Архангельскую консисторию, где оно погибло в пожаре 1793 года (сама консистория подтверждала это письменно).

Между тем и без канонизации слава Прокопия Устьянского в народе все возрастала, росло число паломников из самых разных мест страны. Ярким проявлением почитания святого Праведного Прокопия Устьянского стало празднование дня его памяти в селе Бестужево и Ростово 21 июля. В этот день в Бестужево собиралась ярмарка, на которую стекались тысячи людей со всей Устьи и ближних городов, в Ростово проходил обряд купания в святом источнике, названном Белоозером - видимо, потому, что под родником делали запруду для поднятия уровня воды до глубины, требуемой для проведения обряда.

В с. Бестужево "в день памяти служили утреню с чтением акафиста Праведному Прокопию и литургию, после чего совершались крестный ход на реку Устья и молебен. 21 июля 1915 года крестный ход проводился дважды: утром к реке с молебном о даровании победы русскому воинству, а вечером по шести деревням прихода с молебном в каждой. После крестного хода служили обедню перед ракой с мощами, а затем по сложившейся традиции устраивали братскую трапезу в церковной ограде".

По распоряжению святейшего Синода 6 июня 1901 года состоялось переложение мощей в кипарисном гробе из старой деревянной гробницы в новую серебряную, которую поставили на прежнее место. Она была сооружена серебряных дел мастером А.Я. Соколовым по рисунку архитектора Н.В. Набокова и пожертвована храму статским советником Дмитрием Алексеевичем Шамаховым.

После революции в 1919 году мощи были вновь освидетельствованы уже с других, материалистических позиций. С целью развенчания культа Прокопия Праведного на объединенном заседании Вельского уисполкома и укома РКП(б) было решено вывезти гробницу с мощами Прокопия Устьянского в Вельск, направить для этого в Бестужево отряд во главе с Истоминым.

Операция проводилась в атмосфере строжайшей секретности, но, несмотря на это, бестужевцы узнали о готовящейся акции. Весть о предстоящем увозе молниеносно облетела Бестужевскую волость, и народ стал "живой стеной" перед входом в церковь и на дорогах, ведущих к Прокопию. Ничто не смогло сломить волю людей - дежурили днем и ночью - ни введение чрезвычайного положения, ни присылка нового отряда во главе с начальником уездной милиции Басовым из 55 человек. Применять же оружие против сотен безоружных людей никто не решился.

На общем собрании граждан 6 апреля было принято компромиссное решение: отряд согласился уехать, оставив мощи Прокопия Устьянского, а население "поручилось исполнять все требования Советской власти". Серебряная рака 13 июня 1922 года все-таки была изъята и доставлена в Вельский уфинотдел. Святые мощи почивали в храме вплоть до января 1939 года, когда по инициативе Союза воинствующих безбожников они были ликвидированы облисполкомом. Но и после утраты святыни живет в народе вера в Прокопия Праведного, не утихает интерес к судьбе мощей святого.

И. Болдырев, научный сотрудник музея



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя