Устьянский край
25 октября 2005 (50)
О. Рогозина
Устьянское ЖКХ: реформа продолжается
Начало нынешнего отопительного сезона в районе совпало со срывом отопительного
сезона в п. Октябрьский и новым витком в реформировании системы ЖКХ: вместо двух
муниципальных унитарных предприятий в райцентре и Киземе образовано два общества
с ограниченной ответственностью. Задачи те же - жилищно-коммунальное
обслуживание населения.
Преобразования, созвучные времени, для маленького района оказались
революционными. Всполошилось население, забеспокоился департамент ЖКХ и ТЭК,
начали проверку надзорные органы. Редакцию районной газеты закидали звонками и
письмами: "Для каких целей создали две конторы, которым нужны помещения, штаты,
содержание? Качество услуг не улучшается, в ЖКХ одни прорехи, а тут еще
реструктуризация, которая ляжет на плечи потребителя?:" Ответить на эти и другие
вопросы мы попросили директора вновь образованного предприятия ООО "Устьянское
ЖКХ" Льва Ботыгина.
- Целесообразны ли для района нынешние преобразования в системе ЖКХ?
- Возмущенные жители осаждают и меня уже которую неделю, требуют объяснений.
Реструктуризация жилищно-коммунального комплекса проводится по инициативе
районной администрации. Вышло постановление главы администрации МО "Устьянский
район" за N 366 от 1 августа о разграничении функций управления, хозяйствования
и ведения в сфере ЖКХ, согласно которому ООО "Устьянское ЖКХ" оказывает весь
прежний комплекс жилищно-коммунальных услуг. Согласно документу на наше
предприятие возложены следующие функции: оказание комплекса коммунальных услуг;
услуги по содержанию и текущему ремонту жилфонда; благоустройство прилегающих
территорий; сбор, вывозка и утилизация твердых бытовых отходов; оказание
ритуальных услуг. Действует "Устьянское ЖКХ" на основе заключенных хозяйственных
договоров непосредственно с получателями услуг или с их представительными
органами в лице Управляющей компании, ТСЖ, ЖСК и др. Но работаем мы только с
юридическими лицами. Интересы квартиросъемщиков муниципального жилфонда теперь
представляет "Управляющая компания "Жилсервис", которая нам отдает заказы на
выполнение услуг, и обязана своевременно перечислять нам денежные средства,
полученные от населения.
Теперь, что касается целесообразности реструктуризации отрасли в том виде, в
каком она сделана в нашем районе. Многие специалисты сошлись во мнении, что
проект не просчитан ни с экономической, ни с юридической точки зрения, реформа
по сути "сырая". Добавим к этому недостаток правдивой информации в СМИ.
Результат оказался вполне ожидаемый - всеобщее возмущение ходом проведения
реформы. Да и в коллективе ЖКХ много недовольства: появилась задержка с выплатой
заработной платы; перебои со снабжением материалами, ГСМ, неопределенность в
дальнейшей деятельности предприятия, к которому добавился еще и Киземский
участок.
- Но по новому жилищному кодексу предприятия ЖКХ рано или поздно пришлось бы
акционировать. Тогда нынешний шаг слишком поспешный? А может, финансовая
ситуация сложилась не в пользу "Жилкомсервиса" и потребовала кардинальных
перемен?
- Да, акционирование неизбежно. Но ведь ЖКХ - предприятие жизнеобеспечения.
Здесь надо продумать и взвесить каждый шаг. Посоветоваться с юристами,
экономистами, финансистами, провести открытый конкурс на право управления
муниципальным жилищным фондом, все намерения и решения довести до населения
через средства массовой информации. А также заключить новые договоры с
получателями услуг.
- И как же теперь строятся отношения? Раньше функции сбора, распределения
средств и использования их для оказания услуг были сосредоточены в одном
предприятии, а теперь "Устьянское ЖКХ" оказалось зависимым от Управляющей
компании?
- Да, теперь Управляющая компания осуществляет сбор и распоряжается средствами,
полученными от населения за жилищно-коммунальные услуги, содержание и ремонт
жилфонда, наем. Она же должна организовать эти самые услуги и перечислить
денежные средства поставщикам услуг. Что касается населения, услуги оно будет
получать так, как получало. Только со всеми вопросами теперь нужно будет
обращаться не в "Устьянское ЖКХ", а в Управляющую компанию.
- Проще говоря, Управляющая компания является посредником между производителем и
потребителем услуг? Получается, путь прохождения денежных средств от первого ко
второму увеличился. Как это сказалось на работе вашего предприятия?
- Плохо сказалось. За сентябрь Управляющая компания перечислила нам примерно 15
процентов от начисленных сумм.
- Население и без того не перестает жаловаться на коммунальный сервис, а тут еще
дополнительная контора. Нам стало известно, что штат Управляющей компании
утвержден в количестве 29 человек, сейчас работает 25. Люди беспокоятся, что в
конечном итоге это увеличит тариф, и им придется оплачивать из своего кармана
содержание компании.
- Наверное, ответ на этот вопрос лучше получить из первых уст, а не от меня. Еще
раз повторю, что задача нашей организации - вовремя и качественно предоставить
людям тепло, воду, вывести бытовые отходы и т.д.
- А как Вы объясните наличие двух диспетчерских служб - в Управляющей компании и
в "Устьянском ЖКХ". Дублирование функций разве рационально для нового
предприятия?
- Наша аварийно-диспетчерская служба должна принимать и принимает аварийные
звонки и другие заявки как от юридических лиц, так и от населения, в том числе и
от Управляющей компании. И конечно, будет принимать впредь. Наше предприятие без
таковой службы существовать не может - по правилам эксплуатации теплоустановок.
Это требование Ростехнадзора.
К сожалению, процент износа как наружных, так и внутренних сетей очень велик,
поэтому с началом отопительного сезона служба работает круглосуточно. Телефон 5-
19-67.
- Такое впечатление, что реформирование в ЖКХ проводится с целью всех запутать.
А нельзя вернуться к прежнему "Жилкомсервису"?
- Правовая и финансовая машины уже заработали, обратного хода нет. Иначе мы
сорвем отопительный сезон, и неизвестно, как подготовимся к следующему. У
специалистов нашего предприятия было и остается свое мнение, как с наименьшими
затратами и более эффективно начать и осуществить реформу ЖКХ в районе. К
сожалению, нас не услышали или не захотели услышать некоторые чиновники районной
администрации. Считаю, что реформа от этого проиграла. Уже сегодня очевидно, что
по многим вопросам были приняты непродуманные решения, которые в очень скором
времени могут парализовать работу предприятия, что неизбежно приведет к
банкротству.
Среди населения растет недовольство действием исполнительной и бездействием
законодательной власти в районе. Нужно срочно садиться за стол переговоров и
исправлять ситуацию.
- Насколько известно, ходом реформы руководит заместитель главы МО "Устьянский
район" Николай Самодуров?
- Да. Думаю, он более детально расскажет о методах проведения реформы в районе,
а также пояснит и то, с какой целью вообще была задумана реструктуризация. А я,
пользуясь случаем, хочу ответить на самый популярный вопрос населения: "Почему с
нас берут плату за текущий ремонт, а он почти не производится". Напомню, что
новый Жилищный кодекс предлагает квартиросъемщикам создавать свои ТСЖ
(товарищество собственников жилья) на один дом или несколько. Члены товарищества
сами решают платить им, к примеру, за текущий ремонт в ЖКХ или нет. ТСЖ вправе
заключить договор с ЖКХ только на тепло и водоснабжение, обслуживание
канализационной сети. А на ремонт, скажем, подъезда, члены ТСЖ могут элементарно
скинуться или заключить договор на ремонтные работы с другим подрядчиком.
Пожалуйста, организуйте товарищества и решайте, кому и за что платить. Наверное,
ни один дом в районе, а вернее, его жильцы, до сих пор не выступили с такой
инициативой.
- Недавно в нашей газете было опубликовано письмо от жителей дома N 1 д.
Бережная. Возмущаются, что батареи в их доме едва теплые. В чем причина?
- Я сам возмущен. Летом в Шангалах новую котельную смонтировали, люди
нарадоваться не могут: никогда батареи не были такими горячими. А тут жалоба!
Оказалось, все дело в задвижке (в подвале), которую кто-то из жильцов закрыл без
нашего ведома, а открыть забыл. Надо было сначала разобраться. А то нынче, чуть
что, сразу в прокуратуру или в газету бегут.
По поводу сгоревших на ул. Ленина сараев тоже была заметка. Написано в такой
тональности, словно "Жилкомсервис" причастен к пожару. Мол, чем делить кабинеты,
лучше бы сараи построили. Не на деньги же квартиросъемщиков строить новые сараи
вместо тех, что сгорели из-за чьей-то неосторожности или злого умысла? Такие
постройки относятся к категории капитального ремонта и выполняются за счет
средств районного бюджета. Сейчас часть необходимой суммы изыскана, работы
начались.
P.S. По вопросу срыва отопительного сезона в п. Октябрьский и реформированию
системы районного ЖКХ создана и работает депутатская комиссия. В прокуратуре
района продолжается проверка о соблюдении законности реструктуризации жилищно-
коммунального комплекса. Устьянская модель реформирования ЖКХ обсуждается в
области. А значит, и в газете рано ставить точку: впереди разговор с районной
администрацией и Управляющей компанией.
|