Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
27 октября 2005 (51)
Инф.

Черный список

Эту историю мне рассказали в рядовой деревушке российского Нечерноземья, где я обратил внимание на довольно большое пепелище возле тракта районного масштаба. Сгорела явно не изба. Мне и подтвердили - не изба.

Дело, оказывается, было вот какое. В вымиравшую деревню на полсотни дворов вернулся односельчанин, лет десять назад уехавший в город и сумевший накопить, в общем-то, не очень большую, но по местным масштабам громадную сумму денег. Израсходовал он свой капитал на то, чтобы построить возле автобусной остановки небольшое заведение "Лесная сказка", состоявшее из магазинчика и ресторана весьма скромных размеров.

Ничего особенно сказочного в заведении не было. Но десятки странствующих по этим местам, кто по казенной надобности, кто по семейной, кто по личной, могли здесь получить полноценный обед или перекусить наскоро, а также обзавестись впрок харчами. Цены в "Сказке" были божеские, с городскими не сравнимые. Тем не менее, хозяин заведения какой-то навар получал и даже поговаривал, что на месте родительской избы выстроит летом двухэтажный кирпичный дом.

И этот ресторанчик, и дальнейшие планы у немногочисленного населения деревни восторга не вызывали: мол, всем-то едва на хлеб хватает, а этот благоденствует. И, главное, был бы чужой, неизвестно, откуда, а то ведь свой, сосед, такой же мужик, ту же грязь сапогами месил. Лучше других, что ли? А деньги откуда - наверняка украл! Один говорун, большой дока насчет справедливости и всеобщего равенства, под градусом даже высказывался в том смысле, что и красный петушок в данном случае не помешал бы.

То ли он осуществил свое намерение, то ли провода замкнуло, но однажды ночью "Лесная сказка" сгорела дотла. Ее бывший хозяин, собрав пожитки, уехал пытать счастья в другие места.

Надо сказать, деревня вздохнула облегченно: когда чужое благополучие не колет глаза, свою нищету сносить легче. Но вскоре вылезло на поверхность другое. Первыми потерю ощутили шесть баб, что работали в магазинчике и ресторане. Хоть платил хозяин, по их мнению, не Бог весть как, но все же регулярно, а теперь и того негде взять. Один тракторист дрова подвозил к "Сказке" - тоже в прогаре. Кто-то продавал в ресторан картошку, кто-то капусту - а сейчас как? Тащиться в район на рынок - так за дорогу плати, за место плати, сплошные убытки. Кроме того, возле ресторана стихийно возник базарчик, куда местные жители несли грибы, ягоды, помидоры, летом свежие, а зимой соленые огурчики - да мало ли что: Главное, легко было получить живые деньги: у ресторана машины, как правило, притормаживали, и тут уж мимо базарчика проходил редкий. Теперь же, и это деревенских особенно удручало, всякий транспорт мчался мимо, пепелище к остановке не располагало.

Так получила деревня наглядный урок практической полит-экономии. Состоит он в том, что бедному жить рядом с состоятельным очень даже выгодно. И, наоборот, при разорении богатого бедные становятся еще беднее.

Во всех нормально развивающихся странах эту закономерность знают прекрасно. Главы и огромных регионов, и крохотных поселков всеми правдами и неправдами стараются заполучить к себе инвесторов. Их пожелания тут же выполняются, им дают налоговые скидки, их всячески привечают.

А кто такие инвесторы?

Если просто и коротко - богатые люди. Ведь вложить капитал в новое дело способен только тот, кто этот капитал имеет. И чем богаче инвестор, тем лучше - тем больше у него возможностей способствовать развитию района.

После развала СССР наши политики очень обижаются на близких соседей: даже славянские, совсем уж братские страны откровенно тянутся не к России, а к Европейскому Сообществу и даже к очень далекой Америке. Но понять их нетрудно: деньги потенциальных инвесторов для них куда важней, чем общие корни языка.

Российские регионы сегодня резко отличаются друг от друга по уровню жизни. Причем, экономика тесно связана с политикой: края и области, где с начала девяностых губернаторствовали коммунисты, как правило, дотационные - то есть, бедные, неспособные себя прокормить, живущие на отчисления от процветающих соседей. Причина одна: руководители-рыночники сразу же стали создавать наилучшие условия для бизнеса, сторонники административного управления полагали, что главное - прочно держать вожжи. Вожжи они удержали, но кормиться, увы, приходится за счет идейных противников:

Что такое сильный инвестор, видно на примере Красноярского края. Лет десять назад он бедствовал наравне с некоторыми другими сибирскими регионами. Сегодня край стал донором - обеспечивает необходимым и себя, и других. Причина элементарна: новым хозяевам "Норильского никеля" удалось сделать комбинат прибыльным, и одно это предприятие дает до 70% краевого бюджета!

Схожая ситуация и в других областях страны: процветает в них бизнес - процветает регион. И наоборот: разорение крупной фирмы тяжело ударяет по всей окружающей территории.

Вот очень наглядный пример, который у всех на глазах. Уже третий год российские чиновники, применяя целый набор лукавых приемов, разоряют нефтяную компанию "ЮКОС". Ее самое крупное подразделение "Юганскнефтегаз" с помощью весьма сомнительной комбинации перешло к государственной компании "Роснефть". Кто более всего пострадал от этого - пресловутые "олигархи"? За них можно не беспокоиться. Жестоко пострадали рядовые промысловики, на морозе, среди болотных хлябей добывающие нефть. А ведь ЮКОС - это десятки тысяч тружеников. Если же добавить членов их семей, подрядчиков, работников сервисных предприятий и прочих - так и за полмиллиона солидно перевалит.

Прежде всего, пострадали многие рядовые нефтяники - акционеры ЮКОСа. Они получали в конце года дивиденды, которые постоянно росли. А главное, быстро росли в цене сами акции, которые в любой момент можно было с выгодой продать - так что о запасе "на черный день" можно было не беспокоиться. После массированной атаки на компанию эти акции подешевели чуть не в пятнадцать раз, и буквально за несколько неделю рабочие ЮКОСА оказались нищими.

Крупнейшая нефтяная компания страны на свои доходы содержала школы, клубы, библиотеки. Всем студентам-отличникам из своих регионов ЮКОС выплачивал корпоративные стипендии - более тысячи рублей в месяц. Возьмет ли на себя государственная "Роснефть" эти расходы?

Не менее сложна ситуация с ипотекой. В ЮКОСе отказались от советской системы, когда нефтяник по пятнадцать-двадцать лет стоял в очереди на жилье, ютясь в каком-нибудь самодельном балке. Сотни работников получили под гарантии Компании ипотечные кредиты. Причем выплату половины банковского процента ЮКОС брал на себя. Мне довелось беседовать в Нефтеюганске с одним из счастливых новоселов - двадцатишестилетним мастером добычи Александром Фаворским, который купил квартиру за 600 тысяч рублей, взятых по ипотечному кредиту. Каково ему сейчас? Счета Компании были долго заблокированы, и она просто не имела возможности выполнять свои обязательства перед сотрудниками. Банк же "входить в обстоятельства" не может: не оплатил вовремя проценты - накручиваются пени.

Кроме всего прочего, свистопляска вокруг компании грабительски ударила по заработкам. Скажем, экскаваторщики на Приобском месторождении в месяц получали по двадцать тысяч и больше. Теперь - около пяти.

В печать проникли сообщения о том, что у налоговиков и прокуроров уже составлен "черный список" крупных компаний, за которые чиновники возьмутся после распродажи ЮКОСа. А это значит, что беду надо ждать уже не сотням тысяч, а миллионам наиболее эффективно работающих людей. Кто знает, чем кончатся эти бюрократические игры? Похоже, в "черный список" у чиновников попала вся трудящаяся Россия:



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя