Устьянский край
4 октября 2005 (41)
Т. Жаворонкова,
Чтоб ребенок был успешным
Десять лет назад, в сентябре 1995 года, при
Управлении образования была создана районная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК).
Главная цель ее создания - выявить возможности ребенка с отклонениями в
развитии, с трудностями в освоении образовательной программы и организовать его
обучение так, чтобы ребенок был успешным.
В составе данной комиссии с момента ее создания работают врач-психиатр - Сергей
Сергеевич Молчанов, логопеды - Валентина Федоровна Дерягина, Наталья Валерьевна
Кокорина, психолог - Татьяна Аркадьевна Тимофеева.
Это команда специалистов- практиков высокой квалификации, владеющих современными
методами диагностики, осваивающих, внедряющих и пропагандирующих не только
новейшие технологии коррекционной педагогики, но и богатый опыт своей работы.
Ежегодно в комиссию приходят вместе с родителями от 350 до 450 детей и
подростков в возрасте от 3 до 16 лет.
Наиболее часто встречающаяся проблема - трудности в овладении школьной
программой, и, как следствие этого,- неуспеваемость. Перед специалистами ПМПК, в
первую очередь, стоит очень важная и ответственная задача - определить причины,
вызывающие трудности в обучении.
А причины у всех разные: умственная отсталость, задержка психического развития,
нарушения речи, снижение параметров памяти и внимания, школьная дезадаптация,
школьная незрелость, отсутствие позитивного контакта с учителем, страхи,
нарушения поведения, эмоционально-волевой сферы. Проблема взаимоотношений в
семье также играет не последнюю роль.
Важно не только точно поставить психолого-педагогический диагноз, но и выбрать
условия обучения, чтобы помочь ребенку поверить в свои успехи и справиться с
возникшими трудностями, вовремя оказать ему необходимую коррекционную помощь,
убедить педагогов и родителей поверить в возможности ребенка:
Ё ежегодно до 20 детей направляются в специальные школы-интернаты для детей с
нарушениями интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
Ё в этом учебном году в образовательных учреждениях района функционируют 6
классов компенсирующего обучения (80 детей) и 2 класса коррекции (19 человек). В
них обучаются дети, имеющие проблемы, связанные со здоровьем;
Ё 285 детей дошкольного и школьного возраста направлены для получения
квалифицированной логопедической помощи на логопункты и в речевые группы. Но это
всего лишь чуть более половины от числа нуждающихся. В районе (особенно в
глубинке) остро ощущается нехватка учителей-логопедов и педагогов-психологов;
Ё 322 детям рекомендованы занятия с педагогом-психологом (12 педагогов-
психологов работают в 15 образовательных учреждениях);
Ё 28 (в прошлом учебном году 37) детей обучаются индивидуально, на дому, по
индивидуальным учебным планам и программам. Это учащиеся с ограниченными
возможностями в передвижении и заболеваниями, препятствующими посещению ими
массовой школы. Обучение данной категории детей организовано так, чтобы они
осваивали образовательную программу в полном объеме, как и их здоровые
сверстники;
Ё в среднем 2-3 ребенка ежегодно "выпадают" из образовательного поля с диагнозом
"обучению в условиях общеобразовательной школы не подлежат" (дети с глубокой
умственной отсталостью);
Ё 15-20 детей направляются для дополнительного обследования к узким специалистам
(сурдологу, лор-врачу, офтальмологу, психоневрологу);
Ё 12 учащихся с синдромом дезорганизованного поведения направлены в областное
неврологическое отделение для лечения.
Анализируя контингент детей, прошедших обследование на ПМПК за последние 5 лет,
явно прослеживается тенденция к увеличению числа учащихся, имеющих школьную
дезадаптацию, нарушения поведения, повышенную тревожность, обусловленную
проблемами в отношениях со сверстниками и учителями. Из года в год возрастает
количество детей, страдающих нарушениями устной и письменной речи. Старшим
дошкольникам и ученикам начальных классов все чаще ставится диагноз "синдром
дезорганизованного поведения и дефицита внимания". Как обучать таких детей,
какую медицинскую, психологическую и педагогическую помощь им оказывать, и
педагогам и специалистам еще предстоит освоить.
Поздравляю всех педагогов района с профессиональным праздником - Днем учителя!
Пусть каждый день встречи с учениками, независимо от того, умные, талантливые,
трудолюбивые ли они или с "проблемами", приносит вам радость, вдохновение и
удовлетворение.
Дорогие специалисты районной комиссии, поздравляю вас с маленьким юбилеем - 10-
летием работы в ПМПК. В течение десяти лет вы - одна команда, способная взять на
себя ответственность за принятые решения. Желаю вам здоровья, счастья и
педагогического оптимизма!
Т. Жаворонкова,
председатель РПМПК
|