Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
6 октября 2005 (42)
Инф.

Всего много, но о-о чень строго!

В Устьяны на ликеро-водочный завод наша информационная группа в составе коммерческой делегации собиралась давно. Мы приехали в пятницу, а встречающие нам сообщили, что в воскресенье, 2 октября, "ликерке" три года. Как водится у нормальных людей, последний рабочий день в честь подобных событий делают коротким: Вот, думаем, подфартило!

О том, что архангельский поезд приходит слишком рано, ничуть не пожалели. Красотища вокруг завода! Смотрел бы и смотрел! Справа-слева лес разноцветный, а за воротами (из которых продукцию вывозят) - деревня Коптяевская раскинулась, и за ней даль осенняя, золотистая: (Это на ликеро-водочных заводах придумали, что природа шепчет, и все такое:) А тут еще справа от нас - беседка рубленая, деревянная, большая. "Зачем?" - спрашиваем. "Украшает территорию, тоже устьянская продукция", - отвечают. (А мы-то про день рождения вспомнили?!) "Сейчас автобус приедет с рабочими и налоговиками, рабочий день у нас в девять начинается", - продолжают. Отрезвили! Тут же мы вспомнили, что вообще-то по делам приехали и на экскурсию.

"Опечатано!

Не вскрывать!"

Завод, оказывается, опломбирован с двух сторон (зачем же так жестоко?) - с акцизного склада и производственного цеха. Пока пломбы снимают, топчемся сзади. Ждем, когда выпишут временный пропуск (у работников - постоянные пропуска). Охранник на страже. В это время мы чувствуем себя экономическими шпионами, не меньше.

Все. С пропусками и в сопровождении охраны мы попадаем в святая святых:

На этом пломбы не заканчиваются. Правда, выглядят они симпатично - блестящие голографические наклейки. Налоговику их достается больше всех. Он снимает их с акцизного склада, с транспортера на линии розлива и с кнопки автомата розлива. (Все производство упечатанное!) Пока разбираются с пломбами, лаборант и старший купажист успевают сделать анализ водки, в последний раз перед запуском проверить ее на крепость (контр-проверка). Все уже на рабочих местах. Запуск начинается по команде начальника линии розлива: "Поехали!"

Ходим, смотрим, записываем. Вот работенка - бутылки только мелькают. Сначала их подают из полиэтиленовых пакетов, потом моют (чего их мыть, и так блестят?). Все это, конечно, на аппаратах. Потом разливают. Вот, пожалуй, самое интересное. Тут мы снова вспомнили про день рождения:, но пошли дальше. Смотреть, как наполненные бутылки закрывают крышками, потом проверяют на брак, наклеивают этикетки, марки. Вся эта сложная линия умещается в двух небольших залах. Вообще- то здесь две линии, которые работают через день: сегодня наливают 0,25 литра, завтра - 0,5. Все аппараты компактные, каждый обслуживается одним-двумя работниками.

Следующий зал - упаковочный. Здесь доклеивают марки (ох, уж эти марки, не поймешь, то ли бутылка, то ли елка в Новый год!) и упаковывают в коробки по 20 штук.

"Приятного аппетита!"

Пока интересовались производством, проголодались. Столовая прямо здесь, на заводе! Со всем коллективом направляемся на запахи. Заодно поинтересовались, остался ли кто сторожить производственную линию. Точно - в зале остается контролер следить за заряженными в аппаратах марками. Обед здесь с 12.30 до 13.30. Глядя на повара, милейшую женщину, сразу понимаешь, что будет вкусно.

Было и правда вкусно, только немного грустно. В столовой мы окончательно убедились, что на предприятии СУХОЙ ЗАКОН!

Водку в свободном от аппаратов виде носят только в пробирках: три раза в течение рабочего дня лаборанты берут пробы на полноту налива и крепость.

Несмотря на строгость режима, люди здесь работают замечательные - открытые и добрые. Практически весь коллектив из деревенских. Оттого общение наше получилось душевным и теплым. Они нам с удовольствием рассказывали о производстве и о делах житейских. О том, что с работой в Орлово плохо, а на заводе люди держатся, коллектив сложился. Сплевывая через левое плечо, говорили, что было двое пьющих, которые закодировались, теперь два года уже не пьют. А оператор, который стоит на автомате розлива, сказал, что до того досмотрел за три года, как водка наливается, сам пить перестал.

О том, что на завод приехала работать старшим лаборантом молодая девушка из Йошкар - Олы, спиртовик по специальности, ее сестра здесь технолог. Недавно у другого лаборанта девочка родилась. А всего за три года родились три девочки и два мальчика. И еще ожидается. Играли две свадьбы, причем молодожены в обоих случаях на заводе познакомились. Двоих отправили на пенсию, но они остались работать.

Начальство в бытовых делах всегда помогает, у кого свадьба или похороны, или справки в райцентре оформить - выделяют материальную помощь, заводской транспорт и т.д.

"А праздники-то как отмечаете?", - спрашиваем. (За день вопрос этот стал для нас вселенским интересом). "Праздники - за пределами завода. В дни рождения на территории завода только чай с тортиком. Спиртное разрешается исключительно в Новый год. Это решение администрации завода".

"Нам сверху видно все:"

К этой суровой администрации мы и пошли. Тем более, что она уже закончила переговоры с приезжей делегацией.

Администрация, к нашему счастью, оказалась вовсе не суровой, скорее наоборот. В начале беседы начальство упомянуло, что их трехлетие знаменательно, и что есть еще один повод для праздника. В конце лета завод стоял: ожидали высокого разрешения на продолжение производственной деятельности. Трехлетняя лицензия закончилась, нужна была новая - на пять лет. Больше месяца терпели чиновничьи проволочки (в этот момент мы люто возненавидели бюрократов). Просиживание штанов возле министерских кабинетов закончилось в пользу завода. Ура! (Оказывается, мы тоже рады за завод!). И давай выспрашивать про всякие там рецептуры, составы и соединения. (Хотя, зря мы про это, попробовать все равно не дадут). Зато узнали один секрет. Недавно задумало начальство свою "Устьянку" умягчить: "Люди все жалуются, что жестковата". Но великие ученые отговорили (НИИ пищевой биотехнологии при Российской академии сельхознаук, с которым работает завод). Сказали: "Чистый продукт - это же ваш бренд, зачем портить его добавками? Водка должна быть горькой и жесткой". "Да, да, - согласились мы, - на то и водка, чтобы ее можно было закусить". А про себя подумали: "Мечтать не вредно!" А НИИ нынче трудится над разработкой рецептуры джин-тоника для устьянской ликерки. Скоро ожидается в продаже. Кстати, о продажах. Стыдно нам стало за своих земляков-архангелогородцев. Оказывается, плоховато водка продается в столице поморов. Хотя на последней "Маргаритинке" был огромный оборот, пришлось за второй фурой в Устьяны посылать. (Мы догадались, почему: там пробовать дают!). Вот в Коряжме и Котласе распробовали соседскую водку основательно. Там и без ярмарок "Устьянки" продается больше, чем в родном районе. Но на самом деле завод на местных предпринимателей-продавцов не в обиде: свою родную толкают в первую очередь. А думские умы уже в сотый раз Закон об обороте алкоголя пересматривают: надоела эта водка, как же ее монополизировать? С нового года акцизные склады отменяют. Предприятия будут укрупнять, для того чтобы лучше их контролировать (интересно, сколько тогда будет пломб на заводах?). Водка от этого дешевле не станет, а бумаг собрать для того, чтобы удержать свое место под солнцем, заводам надо будет несметное множество. И за каждую заплатить.

В общем, начальство занято. Сложно все тут. Пойдем-ка мы лучше на воздух. День выдался трудным: наслушались тут, нанюхались: А производство здесь остановится только в 16.30.

"Стой! Что несешь?"

Вот это предприятие! Здесь не только не впускают, а еще и не выпускают! Чтобы охранник открыл дверь, предварительно он должен получить сигнал из кабинета администрации. Во время работы, с 9-ти до 17-ти, оба выхода и центральная проходная закрыты. Во время рабочего дня выходить на улицу нельзя, обедают все здесь. После остановки линии выходят все со стороны производственного цеха, пока акцизный склад опечатывает налоговик. Проходят через контрольный кабинет, где охранник проверяет всех визуально на случай: "А не несешь ли там чего?" "Подозрительных" просит раздеть верхнюю одежду. У нас тоже попросили сумочки показать (?!). А нам уже не смешно, и мы уже ни-че-го не хотим. Но с охранником на улице все же побеседовали. Обошли "засекреченную" территорию, этим он занимается каждый час. Побывали на охранной вышке, сбоку понаблюдали, как он контролирует отъезд груженых продукцией машин, посмотрели им вслед:

А тут и рабочий день закончился. Только собрались прощаться с начальством, а нам говорят: "В выходные у нас день рождения. Приглашаем!" (И на том спасибо, да только нам завтра в дорогу). "А у вас экскурсия пока не закончилась. Вы еще на роднике не были, откуда вода на завод поступает. Места там красивые. Увидите, не захочется уезжать".

Мы не ослышались? На природу поедем? Не может бы-ы-ы-ть!..

Олеся Тарасевич г. Архангельск



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя