|
Устьянский край
15 декабря 2005 (70)
Дмитрий ВИНОГРАДОВ
"Приоритеты не изменились - здоровье, жилье, экология, дороги"
Несколько вопросов губернатору о будущем бюджете области.
- Николай Иванович, недавно прошла сессия, главным вопросом которой было
принятие бюджета-2006 в первом чтении. Если дефицитной частью он мало чем
отличается от нынешнего, то по доходной - рост в полтора раза - прибавилось 6
миллиардов рублей. Где область собирается "найти" такие деньги?
- Разумеется, за счет роста экономики, налоговых поступлений и благодаря работе
с федеральным центром - это те субсидии, которые мы получаем и будем получать.
Надо понимать, что планка в развитии региона поставлена так высоко для того,
чтобы улучшить стандарты жизни людей области.
- Оценки будущего финансового закона звучали разные: "бюджет выживания", что он
не имеет социальной направленности, хотя 43 процента расходов рассчитаны на
социальные нужды, что, кстати, тоже подвергалось критике. Как вы сами оцениваете
проект бюджета 2006 года? И имеет ли смысл почти половину областных средств
тратить на "социалку"?
- По сути, вся эта критика направлена не в адрес бюджета, а в адрес того порядка
бюджетного нормирования, которое сложился в Минфине. Финансовые законы более 70
регионов Российской Федерации "отнормированы" таким образом, что их денег
хватает только на выплату зарплат и текущее содержание объектов инфраструктуры.
Оценки же, о которых вы говорите, понятны, поскольку вызваны желанием как можно
больше средств направлять на развитие региона. Однако бюджетный процесс в стране
построен сегодня таким образом, что в определенной мере средства на развитие
находятся у федеральных министерств - для реализации федеральных целевых
программ.
Напрашивается короткий комментарий насчет того, надо ли просить деньги у Москвы
или следует зарабатывать на месте. В качестве примера приведу Татарстан.
Республика имеет хорошую налоговую базу, имеет крепкие предприятия, которые
исправно перечисляют платежи в региональную казну, тем не менее практически 100
миллиардов рублей федеральный бюджет дал Татарстану на развитие инфраструктуры и
ликвидацию ветхого жилья. Вывод - нужно настойчиво работать с федеральным
центром, и ничего зазорного нет в том, чтобы по максимуму получать от центра
деньги. Так уж работает система.
- Каковы "расходные" приоритеты области? Одна часть депутатов считает:
необходимо усиливать социальную часть финансирования, другая убеждена, что
львиную долю следует отдать промышленности:
- Как и в текущем году, в 2006-м основные расходы предусматриваются на
строительство жилья, на регулирование тарифов - мы уже понижаем ставки в тех
районах, где есть сложности с доставкой топлива и где высока его цена.
Почему-то все быстро забыли, что в текущем году немалые деньги были направлены
на ликвидацию старых долгов - ведь начинали мы работать даже не с нуля, а с
огромного минуса. Сегодня ситуация выправилась, теперь надо двигаться вперед.
Суммы на жилищное строительство - с учетом федеральных средств, поступления
которых мы ожидаем, - могут увеличиться в 8 раз по сравнению с нынешними. Надо
ли находить деньги на развитие и социальные проекты в своем бюджете? На мой
взгляд, нужен баланс. Полагаю, будет неверно потратить исключительно все на
социальные проекты. Любой бюджет должен содержать и увеличивать по нарастающей
инвестиции в будущее области. Это инновационные проекты, экология, здоровье,
спорт:
Раз мы говорим о бюджете, хочу обратить внимание, что по инвестиционной
программе "Газпрома" более 4 миллиардов рублей (сопоставьте эту цифру с нашим
бюджетом!) будут работать на территории Архангельской области. А это зарплата,
материальные и минерально-сырьевые ресурсы, налоги. Эта инвестиционная
составляющая, вроде бы, за рамками бюджета, но она будет оказывать очень
серьезное влияние на бюджетный процесс в области. Кроме того, это даст импульс
росту экономики.
- Бюджет прошел первое чтение достаточно легко. Или это только так кажется?
- Депутаты прекрасно понимают: максимально определены доходные составляющие.
Других доходов на сегодняшний день просто нет. А расходы: знаете, они всегда
имеют привычку расти вне зависимости, есть деньги или нет - исходя из нашего
понимания жизни. В 2005 году, если бы не было застарелых долгов - а вы
посчитайте, сколько ушло на их выплату: на ЖКХ, на ликвидацию задолженностей по
топливу, по льготным законам, транспорту - около миллиарда рублей, эти деньги
можно было бы направить на строительство жилья.
- Если сравнить ваше взаимодействие с депутатским корпусом прошлого созыва и
нынешнего, легче стало работать или сложнее?
- Не сложнее и не легче. Просто разная работа. Увеличилась численность
областного Собрания, усилилось фракционное влияние. Но самое главное, что у
депутатов есть настрой на то, чтобы вместе с администрацией работать на развитие
области. А приоритеты, которые действующая администрация определила с самого
начала своего формирования, не претерпели изменений, остаются вопросы тактики и
стратегии.
- "В свете" тактики и стратегии, как вам итоги прошедшей сессии?
- Хорошая работа.
- Госдума приняла в первом чтении проект закона, который дает право партиям,
набравшим большинство в региональных Собраниях, предлагать президенту свои
кандидатуры на должность главы администрации. На ваш взгляд, такой порядок даст
положительный результат? Или есть некоторые сомнения?
- Думаю, стоит ожидать положительных результатов. Нашей стране привычна
однопартийная система, но сейчас идет зарождение многопартийности, которая
является ярким признаком демократического общества. Кроме того, усилится интерес
партий к региональным выборам, к тому, что вообще происходит в регионах России.
Это повысит ответственность партий в выполнении своих обещаний.
| |