|
Устьянский край
12 апреля 2005 (39)
М. Суворова,
Не зря мастеров называют художниками
Красоту нельзя отделить от пользы, пользу - от красоты.
Мастерами в народе называют удожников, а мастеров -
художниками.
Никогда русские мастера и умельцы не держали в тайне свое
умение.
Бережем, сохраняем и передаем народные традиции, промыслы и ремеслы и мы,
современные мастера. По данным Устьянского Центра культуры, сегодня в районе
возобновлено 10 видов ремесел: ткачество (браное, пестрядь, полотенца,
половики), плетение из бересты, соснового корня, лозы, резьба и роспись по
дереву, вышивка, голтина, изготовление туесов, шитье обрядовых кукол. С нашим
Центром сотрудничают 220 человек, 37 из них владеют традиционными навыками
работы. Они делятся своими знаниями и опытом с теми, кто желает научиться
рукоделию.
Мастер-классы регулярно проходят в Доме мастера п. Советский. Дает их и народный
мастер России Юрий Михайлович Селяков, сам человек уникальный, увлеченный
работой над природным материалом - сосновым корнем. А также знаменитый мастер-
берестянщик Александр Иванович Кузнецов, мастер по ткачеству Елена Владимировна
Дружинина, мастер резьбы по дереву Сергей Константинович Лукинский. У них уже
есть последователи - ученики, тоже талантливые, любознательные: В.С. Аболмасова,
Л.Г. Чеснокова, Г.Н. Полоскова, А.А. и М.А. Медведниковы, Т.А. Порошина, О.И.
Кононова, С.В. Митькина, С. Смирнов, Н. Шестакова, Н. Иванова. Они постоянные
участники мастер-классов.
Неуловима, ускользающе неопределенна граница между обычным трудом и трудом
творческим. Мастеру и самому порой непонятно: как, почему, когда из обычной
бересты, корня, нити получается необыкновенное изделие?! Но во всех народных
промыслах присутствует этот неуловимый переход от обязательного, общепринятого
труда к труду творческому, индивидуальному. По-видимому, однообразие или
тяжесть, монотонность работы толкают мастера к искусству, заставляют
разнообразить не только изделия, но и способ их изготовления. Это ярко выражено
в берестяных поделках Валентины Аболмасовой. Ее человечки, обереги, подвески
оригинальны и неповторимы.
Кроме того, для северного народного быта всегда было характерно соревнование,
причем соревнование не по количеству, а по качеству. Хочется выйти на праздник с
поделками, изволь плести, ткать, вырезать не только много, но и тонко, ровно,
красиво. Каждый, кто видел туеса народного мастера России Николая Павловича
Лоскутова, залюбовался ими. Признанными мастерицами стали Л.А. Ступина и Н.Ф.
Стешиц, их тканые половики и пейзажные панно никого не оставляют равнодушными.
Вот и получается, что красота в труде, как и красота плодов его - это не только
многообразие, но еще и самоутверждение, отстаивание своего "Я", иначе говоря,
формирование личности. А начинается все с необъяснимого желания трудиться,
которое делает человека и целый народ предрасположенным к творчеству. Такому
народу не грозит гибель от внутреннего разложения.
На мой взгляд, устьянские мастера (не в обиду остальным) самые талантливые,
трудолюбивые, гостеприимные. Сколько в районе гостей перебывало, но никто без
подарков-сувениров не уезжал. Наших мастеров знают как в Архангельской области,
так и в России, и за рубежом. А мы и рады свой товар показать, Устьянский район
прославить. Отмечу еще одно важное качество наших мастеров - крепкое чувство
коллективизма. На все праздники и ярмарки мы приезжаем самой многочисленной и
дружной командой.
М. Суворова,
заведующая Домом
мастера
п. Советский
| |