|
Устьянский край
23 июня 2005 (67)
Л. Панова
По ту сторону прилавка
Многие годы являюсь читателем районной газеты "Устьянский край". Внимательно
читаю все, что касается жизни района. Заметила, что в газете стали высказываться
предприниматели, отстаивать свои права. Очень радует, что они так дружно ищут
пути выхода из тупиковых ситуаций, хотят, чтобы все было по закону. Молодцы, что
не падают духом и продолжают работать и развиваться. В районе строятся новые
магазины, обновляются старые. А поскольку магазинов стало больше, естественно, и
работников тоже немало.
Вот о бедах этих работников, об отношениях с работодателями и хочется
поговорить.
Знаю, среди предпринимателей-работодателей немало порядочных и уважаемых людей.
Они платят достойную зарплату, оплачивают основные и дополнительные отпуска,
переработку, ночные смены, праздничные дни, больничные, предоставляют отгулы.
К сожалению, далеко не все это делают. Некоторые считают, что вовсе не
обязательно предоставлять работникам дополнительные отпуска, мол, это
распространяется лишь на государственные предприятия. Когда работники пытаются
защитить себя, говоря, что закон одинаков ко всем, они отвечают: "Кому не
нравится - может увольняться!"
Другая проблема. Всем предпринимателям нужны ответственные и добросовестные
работники, которым можно уверенно доверить большие ценности. А на поверку
бывает, что у таких вот "требовательных" хозяев зарплата продавцов ниже
прожиточного минимума, что они грубы со своими подчиненными. Ясно, что люди у
него работают с тяжелой душой. Обиженный работник - не работник.
Третья проблема - взаимоотношений. Продавцы надеются на работодателей как на
людей порядочных и выполняющих свои обязательства. А при оформлении на пенсию, к
примеру, оказывается, что отчисления в Пенсионный фонд не делались и стажа,
соответственно, нет.
В январе глава администрации МО "Устьянский район" предложил всем
предпринимателям повысить зарплату на 50 процентов. Интересно бы узнать, сделал
ли это кто-нибудь? Ведь если зарплата не растет, то снижается и покупательская
способность, денег едва хватает на питание и на услуги.
Почему же работодатели пытаются всячески уйти от ответственности, обойти закон?
Думаю, от безответственности.
Слышала, что после проверок компетентных органов некоторые исправляются и
выполняют свои обязательства в полном объеме.
Но ведь к каждому контролера не поставишь. Значит, надо и самим работникам
отстаивать свои права. Если сам себя уважаешь и работодатель тебя ценит как
надежного и добросовестного работника, то можно и нужно отстаивать свои права,
требуя от работодателя соблюдения закона.
Мне известны несколько примеров, когда справедливые требования продавца
работодатель выполнил, и их совместная деятельность к взаимному удовольствию
продолжается. Но не все могут и умеют требовать. Молодые продавцы зачастую не
защищены от произвола и получают горькие и болезненные уроки.
Л. Панова
с. Шангалы
От редакции.
Вопросы, поднятые в письме нашего автора Л.В. Пановой, заслуживают внимания и
обсуждения. Конечно, очень важно найти работу по специальности, тем более что
профессия эта имеет широкое распространение. Начинающим продавцам очень повезет,
если удастся устроиться к работодателю, который толково расскажет о правах и
обязанностях, зарплату будет платить не в конвертике и когда сколько, а согласно
договору. А также будет перечислять пенсионные взносы и ежегодно информировать
работника в письменной форме о предоставлении копии индивидуальных сведений и
протокола уплаты взносов в Пенсионный фонд, надлежащим образом будет вести
документы о стаже и заработке и так далее.
Но ведь и работники - не рабы. Надо доверять работодателю, но периодически
проверять: так ли все идет, как договаривались?
А, обнаружив нарушения, настоять на их устранении или, вооружившись фактами и
обоснованным заявлением, обратиться в комитет по труду, в профсоюз, в комиссию
по трудовым спорам или в суд, наконец. Как поется в песне: "Добьемся мы
освобожденья своею собственной рукой".
| |