Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
23 июня 2005 (67)
Инф.

Кто наши предки, и где наши корни?

(Продолжение.

Начало в N 62)

Слово "чудь" общеславянское и в значении "чужой" образовано от древней основы "туд", которая, в свою очередь, считается заимствованной из готского языка, где оно значило просто "народ". В русском понимании "чужой народ" (т.е. не свой народ - чужеземец).

Готский историк Иордан (6 век) в своем сочинении (летопись) по истории готов упоминает о покорении германцами племени Тиудос в какой-то местности, в той же стране, где жили вэс (весь), мерена (меря), морденс (мордва). В науке выдвинуто предположение, что речь идет о финно-язычных племенах, расположившихся от Вольско-Окского междуречья до Прибалтики. Однако приведенный факт в научной среде не бесспорен. Так, в научно-популярной энциклопедии "История России с древнейших времен до конца 17 века", автором которой является ряд кандидатов и докторов исторических наук, высказывается такое сомнение: "Иордан, писавший свой труд через два столетия после гибели готской державы, мог не понять или исказить перечень подвластных готам племен. Древние этнонимы, которые исследователям якобы удалось расшифровать и которые они отнесли к финским народам мари и мордве, имеют иранское происхождение, и неясно, какие народы подразумевались под этими в древности".

Что касается чуди, считают авторы энциклопедии, "она не упомянута в списке, ибо "тиудос" надо понимать не древнее племя, а готское слово "народ". В любом случае, даже если сомнения подтвердятся научными исследованиями, версия лингвистов, основанная на этимологии лексических форм "чудо" -"чужой" - "чудь" остается, поскольку она совершенно независимая. Термин "чудь" придумали словене (т.е. новгородцы), поселившиеся среди финно-угрских племен, непонятных и чужих им по вере, языку, обычаям, образу жизни - за что их и прозвали чудью. Готская версия лишь подтверждает и отодвигает по времени вглубь истории происхождения этнонима "чудь", указывает на его место рождения, в наибольшей степени связанное с прибалтийско-финским населением.

На это указывает и летописец Нестор в "Повести временных лет". Описывая народы, соседствующие с Русью, он отмечает: "Чудь, как "Ляхъве же и Пруси", больше тяготеет к Прибалтике: "Преседятъ к морю Варяжскому". Чудь прежде других племенных группировок подверглась варяжскому нашествию: "Имаху дань Варязи из заморья на Чюди и на Словенех, на мери и на Всех и на Кривичех".

Примечательно известие под 1030 годом о том, что "Иде Ярослав на Чудь, и победи Я, и постави град Юрьев" (то есть Тарту).

Антропологи определили характерные этнические признаки чуди: редкость бороды, небольшой рост, белокурость. За голубые глаза и светлые волосы чудины получили прозвище "Чудь белоглазая". Для русских летописцев чудь - это прежде всего финно-язычное население, жившее между Чудским озером и Варяжским морем.

Некоторые ученые считают, что оно (население это) исторически явилось этнической основой эстонского народа. Но в Прибалтике обитали и другие родственные друг другу племена (Ижора, Водь). Русские называли чудью, чухнами, чучной эстонцев и вепсов, карел и других, хотя у каждого из них было свое имя. Отсюда можно сделать вывод, что термин "чудь" - собирательное слово для многих финно-язычных (финноугрских) групп и племен.

К такому выводу нас приводит и статья Лашука. Он, в частности, пишет: "Ни один из ныне здравствующих или существовавших в средневековье народов уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи не может единолично претендовать на то, что легендарная чудь - это именно он (или его предки) и больше никто. Небольшое пояснение: финно-угрский язык принадлежит к уральской языковой семье (финно- угрские языки и самодийские языки).



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя