Устьянский край
30 июня 2005 (70)
Инф.
Кто наши предки, и где наши корни?
(Продолжение. Начало в N 62, 67)
Современная наука подразделяет финно-угрский язык на пять ветвей.
1. Прибалтийско-финская ветвь - финский, карельский, вепский, эстонский, ливский
языки и исчезнувшие к нашему времени Емь, Водь, Ижора.
2. Волжская ветвь - мордовские и марийские языки и сошедшие с исторической арены
Меря, Мещера и Мурома.
3. Пермская ветвь - коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский языки, а также
исчезнувшее племя Печора.
4. Угорская ветвь - хантыйский, мансийский и венгерский языки.
5. Саамский язык.
Словене (новгородцы) обосновались в самой гуще прибалтийских финно-язычных
племен - вокруг озера Ильмень, расселились по Волхову до Южного Приладожья.
Освоившись на новых местах, новгородцы начали продвигаться на Север и северо-
восток.
"Проникнув в Заволочье и встретив там людей по многим этнографическим признакам
(далее по религии и имени главного бога Юмалы), схожих с прибалтийско-финской
чудью, новгородцы по укоренившейся привычке называть чудским все нерусское
население нарекли их Чудью Заволочьской". Произошло то, как пишет Лашук, что
"психологи называют ассоциацией по сходству: заволочане тоже стали "чудью", хотя
их подлинное этническое имя (или имена) так и остались неизвестным".
Итак, чудь заволоцкая: кто же она такая по языку, по этносу?... Большинство
ученых сходится во мнении о причастности языка чуди заволоцкой к прибалтийско-
финской группе. А вот о степени родственности этих языков суждения далеко
неоднозначны. Так, М.П. Веске, анализируя древние заимствования в северно-
русских говорах и географические названия, звучащие на западно-финский лад,
пришел к выводу, что "финское население (заволоцкая чудь) жило сплошной массой
непременно до тысяча четырехсотого года или же еще дольше, так что карелы и
другие, принадлежащие к прибалтийской группе финские племена были
непосредственными соседями предков нынешних зырян".
В.В. Пименов считает, что население Заволочья периода, предшествующего
колонизации, было исключительно вепским или чрезвычайно близко родственным ему
этническим образованиям. "Современная наука на основе лингво-топонимических
исследований выявила новые данные в отношении изучения этнического состава
населения Заволочья. Так, член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих и его
последователи доказали наличие островков древневепской топонимики в Заонежье (на
путях в Заволочье), на Каргопольщине и в Северодвинском бассейне. Выявились и
другие свидетельства дорусских лексических связей заволочан, которые могут быть
истолкованы на карело-вепско-пермских (коми и в более широком плане)
материалах".
Однако исследования древней топонимики Европейского Севера выявили и такой факт:
громадное количество географических названий восходит к различным языковым
источникам даже в рамках древнего финно-пермского типа. На основании этого
ученые делают вывод, что "язык чуди заволочьской следует сблизить с
прибалтийско-финскими языками (именно сблизить, а не поставить между ними знак
равенства), ибо есть уже данные о том, что язык чуди заволоцкой по своему
словарному составу значительно отличается от остальных прибалтийско-финских
языков. Возможно, он занимал как бы промежуточное положение между прибалтийско-
финскими и волжско-финскими (мордовским и марийским языками)".
Очень популярно в отношении этого вопроса высказался А.К. Матвеев: "Незадолго до
появления русских, - писал он, - по Северу расселились различные этнические
группы прибалтийских финнов. Им предшествовали различные лингво-этнические
коллективы, языки которых занимали промежуточное положение между прибалтийско-
финским и саамскими языками и волжско-финскими языками (прежде всего
марийским)", которые А.К. Матвеев предлагает назвать северно-финскими языками.
|