|
Устьянский край
14 июля 2005 (6)
Инф.
И. Болдырев Кто наши предки, и где наши корни?
(Продолжение. Начало в N 62, 67, 70)
"Эти родственные группы в течение тысячелетий сменяли и ассимилировали друг
друга, что объясняет сложность субстратной топонимики Севера и вместе с тем ее
генетическое единство и звуковую, лексическую и словообразовательную близость".
А.К. Матвеев связывает топонимы на "ньга", образующие четкий ареал в
треугольнике Вага - Двина - Сухона с этой севернофинской группой языков.
Нас интересует, какие финно-угрские племена жили в начале прошлого тысячелетия в
бассейне реки Устьи. Здесь сразу сделаем оговорку со ссылкой на мнение ученых:
ответ может быть только предположительный. Исходя из работ краеведов,
лингвистов, можно сделать следующий вывод: население Устьи составляло
конгломерат представителей всех ветвей финно-угрских народов - меря, весь
(вепсы), коми, возможно, саамы и югра. Преобладали, а если и не преобладали, то
составляли немалую часть населения бассейна реки Устьи вепсы. В качестве
доказательства этого обратимся к мнению ученых. Профессор Ю. Васильев в своей
статье "Об историко-географическом понятии "Заволочье" пишет, что территория от
Великого Новгорода до Сухоны изобилует топонимами веского происхождения (весь -
древнее название вепсов). Основываясь на данных топонимики, он же утверждает,
что по реке Ледь и, вероятно, к северу до реки Емцы расселялась Емь (Емская гора
на реке Ледь. Тут же озеро Емзо). Южнее реки Ледь, вверх по Ваге к Белоозеру,
возможно, расселялась весь. Свои утверждения он подкрепляет сравнениями важских
и белозерских топонимов, находя в них родственные корни. "Такие топонимы
важского края,- пишет он,- как Волотовицы, Волотовицкий ручей, Царевесская,
Ногавицевская, Долговицкий, Модовицы - Модовесь, также многозвучны, как и
топонимы Белозерья: Череповесь, Луковесь, Весьегонск и другие, которые,
бесспорно, указывают на свою связь с народом весью.
Как уже указывалось выше, Бубрих и его последователи обнаружили наличие
островков древневепской топонимики на своем пространстве Заволочья, включая и
северодвинский бассейн. Тарногский краевед А.А. Угрюмов, всю жизнь посвятивший
изучению финно-угрских языков, отмечал, что на Кокшеньге среди населения
преобладала весь, с нею соперничала черноволосая, темноглазая, с монголоидными
чертами лица меря - "Черная чудь". Выходит, что территория бассейна реки Устьи
находилась "в окружении" вепсов и было бы неразумно не обратить на это внимание:
с соседями, особенно дружелюбными, должны быть и всегда происходят контакты,
перерастающие в широкие связи.
Д.В. Бубрих в книге "Происхождение карельского народа" назвал в качестве
дославянского населения Заволочья весь и мерю. "Владея западным и юго-западным
входами в Заволочье, - писал он, - Весь, конечно, ездила туда с промышленными
целями. Правда, там она встречала, по-видимому, некоторую конкуренцию со стороны
мери, проникавшей через южный вход в Заволочье, по реке Югу. Устья не была в
стороне от водно-волоковых путей, и поэтому дополнением к выводам Бубриха и
косвенным свидетельством присутствия вепсов и мери на Устье в качестве
дославянского населения можно считать булгаро-вепский торговый путь, связывающий
финно-язычные племена волжской ветви - в их числе меря - с Заволочьем. Как
известно, Устья являлась одним из ответвлений этого пути, наличие которого
неопровержимо доказал в свое время профессор Едемский. Свои положения о старых
торговых путях на Севере (в данном случае на Устье) Едемский подтвердил
исследованным им кладом, найденным крестьянином В.С. Буториным близ д.
Алферовская на реке Устье. "Обнаруженные вещи принадлежали какому-то заезжему
купцу и являлись предметом торга: маленькие карманные весы (медное складное
коромысло с колечком на каждом конце и две тонкие медные чашки, подвешивающиеся
когда-то, видимо с помощью шнурков), четыре, различные не только по весу, но и
по виду, и по материалу, разновески, два куска воска, железный наконечник копья,
точильный или пробирный брусок, одиннадцать проржавевших ножевых клинков."
| |