Пресса Архангельской области
 
905695215 905695215 905695215 -->


Устьянский край
28 июля 2005 (12)
Инф.

Кто наши предки, и где наши корни?

(Продолжение. Начало в N 62, 67, 70, 6, 9)

М.И. Романов в книге "История одного северного захолустья" приводит версии зырянского происхождения названий деревень Кырканды, Маньшинской, Туткомино. Кырканда состоит из двух зырянских слов: "кырка" - изба и "канда" - сухое дерево, Маньшинская переиначена из "Маньсенкор", что значит "Блядье городище" - народное название - Блядово, а Туткомино составлено из слов "тють" и "коми", последнее из которых племенное название зырян. Из слов в нашем языке утвердились такие заимствованные зырянские слова как туес - берестяная посуда с деревянной крышкой (ср. коми "туй" - дорога), кулема - неуклюжий, неопрятно одетый человек (ср. коми кулома - мертвый). Отдельно следует выделить саамов. Саамская ветвь финно-угрской семьи языков особенная, потому как ученые пришли к выводу, что саамы (лопари) - самый древний народ из известных науке коренных жителей севера. Саамские топонимы раскиданы по всему Заволочью. Угрюмов приводит в качестве доказательства проживания саамов на Кокшеньге два ручья: Лапуй в Верхококшеньге и Лапово в Верхнем Спасе. Лапуй, пишет он, - это лапарский ручей (название, данное ему весью, пришедшей в эти места позднее и заставшей саамов на этом ручье). Лапово - обрусевшая форма того же слова. У нас на Устье, в черте села Шангалы есть ручей Ляпов. В этом же селе бытует фамилия Ляпин. На первый взгляд, налицо параллели с кокшеньгскими Лапуй, Лапово, но есть и другое толкование, противоположное первому; в русском словаре есть слово "ляпать", которое трактуется как общеславянское. Это подвергает сомнению саамское происхождение названия ручья Ляпов и фамилии Ляпин, но и не отметает полностью факт проживания саамов на Устье - если их следы подмечены в соседней Кокшеньге, то почему бы им не быть на Устье. Помимо ручьев Лапуй и Лапово, Угрюмов как не подлежащую сомнению приводит саамскую версию происхождения названия трех речек Яхреньг на Кокшеньге. В основе слова Яхреньга, пишет он, лежит саамское "ядр", "явр" - озеро, превратившееся в русско-язычной среде в "яхр". В Нижнем Спасе есть две деревни: Первые Шупова (Емельяновская) и Вторые Шупова (Марачевская). Их названия Угрюмов тоже считает обрусевшими саамскими словами и переводит на русский язык как "осинники" (саамское шуппс - "осина"). В настоящее время основная масса саамов проживает в Норвегии - 27 тысяч, в Швеции - 17 тысяч, в Финляндии - 4 тысячи. У нас в России саамов 2 тысячи человек. В отношении югры Угрюмов заметил: "Ни один исследователь истории этой народности не осмелился назвать Заволочье западнее Северной Двины местом, где когда-то жили предки современных манси и хантов, но на эту мысль наталкивают следующие факты. Первый: в Шебеньге есть деревня с названием Югра. Существует она много веков. В писцовой книге 1685 года она названа Терешинской Егрой (егра - так коми назвали народ югру. В связи с этим высказыванием Угрюмова читателю небезынтересно будет познакомиться с версией профессора Ю. Васильева. Он, в частности, предполагает первоначальным местом обитания югры (древнее наименование ханты и манси) как раз Нижнее Подвинье. Увязывая этот вопрос с волостями Колоперемь и Югрой Васильев доказывает, что данные волости наряду с Заволочьем могли занимать лишь районы Заонежья, Нижнего Подвинья и Ваги. Интересен, по мнению Васильева, и такой факт, "что только в древнейшей из дошедшей до нас, договорной грамоте волость Югра помещена ранее Печоры. В остальных грамотах сначала названа Печора, потом Югра". То есть, в соответствии с географическим расположением, в древнейшей грамоте Югра названа ранее Печоры, как более близкая к Нижнему Подвинью, а в последующих грамотах - видимо после перемещения югры в Приуралье - волость Югру, как оказавшуюся дальше Печоры в направлении к Уралу, стали писать в списке после Печоры.



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя