|
Устьянский край
28 июля 2005 (12)
Инф.
Кто наши предки, и где наши корни?
(Продолжение. Начало в N 62, 67, 70, 6, 9)
М.И. Романов в книге "История одного северного захолустья" приводит версии
зырянского происхождения названий деревень Кырканды, Маньшинской, Туткомино.
Кырканда состоит из двух зырянских слов: "кырка" - изба и "канда" - сухое
дерево, Маньшинская переиначена из "Маньсенкор", что значит "Блядье городище" -
народное название - Блядово, а Туткомино составлено из слов "тють" и "коми",
последнее из которых племенное название зырян. Из слов в нашем языке утвердились
такие заимствованные зырянские слова как туес - берестяная посуда с деревянной
крышкой (ср. коми "туй" - дорога), кулема - неуклюжий, неопрятно одетый человек
(ср. коми кулома - мертвый). Отдельно следует выделить саамов. Саамская ветвь
финно-угрской семьи языков особенная, потому как ученые пришли к выводу, что
саамы (лопари) - самый древний народ из известных науке коренных жителей севера.
Саамские топонимы раскиданы по всему Заволочью. Угрюмов приводит в качестве
доказательства проживания саамов на Кокшеньге два ручья: Лапуй в Верхококшеньге
и Лапово в Верхнем Спасе. Лапуй, пишет он, - это лапарский ручей (название,
данное ему весью, пришедшей в эти места позднее и заставшей саамов на этом
ручье). Лапово - обрусевшая форма того же слова. У нас на Устье, в черте села
Шангалы есть ручей Ляпов. В этом же селе бытует фамилия Ляпин. На первый взгляд,
налицо параллели с кокшеньгскими Лапуй, Лапово, но есть и другое толкование,
противоположное первому; в русском словаре есть слово "ляпать", которое
трактуется как общеславянское. Это подвергает сомнению саамское происхождение
названия ручья Ляпов и фамилии Ляпин, но и не отметает полностью факт проживания
саамов на Устье - если их следы подмечены в соседней Кокшеньге, то почему бы им
не быть на Устье. Помимо ручьев Лапуй и Лапово, Угрюмов как не подлежащую
сомнению приводит саамскую версию происхождения названия трех речек Яхреньг на
Кокшеньге. В основе слова Яхреньга, пишет он, лежит саамское "ядр", "явр" -
озеро, превратившееся в русско-язычной среде в "яхр". В Нижнем Спасе есть две
деревни: Первые Шупова (Емельяновская) и Вторые Шупова (Марачевская). Их
названия Угрюмов тоже считает обрусевшими саамскими словами и переводит на
русский язык как "осинники" (саамское шуппс - "осина"). В настоящее время
основная масса саамов проживает в Норвегии - 27 тысяч, в Швеции - 17 тысяч, в
Финляндии - 4 тысячи. У нас в России саамов 2 тысячи человек. В отношении югры
Угрюмов заметил: "Ни один исследователь истории этой народности не осмелился
назвать Заволочье западнее Северной Двины местом, где когда-то жили предки
современных манси и хантов, но на эту мысль наталкивают следующие факты. Первый:
в Шебеньге есть деревня с названием Югра. Существует она много веков. В писцовой
книге 1685 года она названа Терешинской Егрой (егра - так коми назвали народ
югру. В связи с этим высказыванием Угрюмова читателю небезынтересно будет
познакомиться с версией профессора Ю. Васильева. Он, в частности, предполагает
первоначальным местом обитания югры (древнее наименование ханты и манси) как раз
Нижнее Подвинье. Увязывая этот вопрос с волостями Колоперемь и Югрой Васильев
доказывает, что данные волости наряду с Заволочьем могли занимать лишь районы
Заонежья, Нижнего Подвинья и Ваги. Интересен, по мнению Васильева, и такой факт,
"что только в древнейшей из дошедшей до нас, договорной грамоте волость Югра
помещена ранее Печоры. В остальных грамотах сначала названа Печора, потом Югра".
То есть, в соответствии с географическим расположением, в древнейшей грамоте
Югра названа ранее Печоры, как более близкая к Нижнему Подвинью, а в последующих
грамотах - видимо после перемещения югры в Приуралье - волость Югру, как
оказавшуюся дальше Печоры в направлении к Уралу, стали писать в списке после
Печоры.
| |