Устьянский край
18 августа 2005 (21)
Ирина МИХАЙЛОВА
"Уверен, люди примут реформу"
Сегодняшний диалог с губернатором - о реформе местного самоуправления, о том,
что нужно делать и делается, чтобы она работала исключительно в интересах
жителей области.
- 9 августа закончилось выдвижение кандидатов в депутаты и главы муниципальных
образований органов местного самоуправления. Претендентов достаточное
количество, есть альтернатива. Нет сомнений, что выборы 2 октября состоятся.
Означает ли это, что реформа местного самоуправления на территории области
пройдет успешно?
- Думается, люди начинают понимать, в чем смысл реформы. Ведь закон о местном
самоуправлении - это, по сути, закон "о самостоятельности". Он становится
основой взаимоотношений между различными уровнями власти и главное -
приближает власть к людям, точнее, к решению их проблем. Согласитесь, не приедет
чиновник из Москвы, чтобы решить насущные вопросы деревни или поселка, которые
возникают практически ежедневно. Да никто лучше самих жителей деревни или
поселка этого и не сделает. Самостоятельность, новый импульс общественной
активности - вот главный смысл реформы.
- Какие надежды возлагает администрация области на грядущие выборы?
- Выборы, которые будут проходить 2 октября, - один из этапов реализации закона
о местном самоуправлении. Радует, что среди тех, кто выдвинулся кандидатами в
депутаты и главы органов местного самоуправления, люди самых разных профессий и
возрастов. Немало молодежи - а это означает, что можно и нужно работать на
перспективу.
Всего предстоит выбрать 1861 депутата и 202 глав муниципальных образований.
Реформы у нас обычно принимаются со скрипом. Но с реформой местного
самоуправления не тот случай - люди ее примут. Вскоре народ в глубинке поймет,
что депутат, живущий по соседству, куда доступнее, чем тот, что заседает в
райцентре или в Архангельске. И решать ежедневные местные проблемы с главой,
который хорошо знаком, куда проще.
- Выборы - первый этап реализации закона о местном самоуправлении на территории
нашей области. Что станет следующим этапом?
- Закон вступает в силу 1 января 2006 года. И 1 января 2006 года приступят к
работе вновь избранные депутаты и главы органов местного самоуправления.
- Наверное, самый главный вопрос для будущих глав муниципальных образований и
депутатов представительных органов - финансовое подкрепление их полномочий. Что
на уровне области делается для этого?
- Администрацией области с участием депутатов и глав муниципальных образований
разработан и подготовлен к внесению на сентябрьскую сессию областного Собрания
проект закона о межбюджетных отношениях. Этот закон и будет регламентировать
финансовое обеспечение деятельности органов местной власти.
Над проектом работали тщательно, стараясь учесть все нюансы, его обсуждали на
парламентских слушаниях. Теперь - слово за депутатами областного Собрания.
Сегодня можно сказать: в целом Архангельская область подготовлена к исполнению с
1 января закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
- Перейдем на федеральный уровень межбюджетных взаимоотношений. На этой неделе у
вас была очередная встреча с министром финансов. Как строятся финансовые
отношения с центром, что эти встречи дают для формирования областного бюджета?
- Дело движется, но не без труда. Это связано со вступлением в силу в 2006 году
новой нормы бюджетного кодекса. Согласно ей в тех областях, в состав которых
территориально входят округа, бюджетная обеспеченность на каждого жителя будет
приниматься в расчет не отдельно - то есть по каждому субъекту, как было раньше,
а вместе.
Объясню популярно. Это как средняя температура по больнице. Если коэффициент
бюджетной обеспеченности на человека в Ненецком округе высокий - 1,7, а в
Архангельской области низкий - 0,55, то, когда их объединяют, в среднем
получается нормально - единица.
К чему приведет такая усредненность? Оба бюджета наших субъектов потеряют
значительные деньги, которые федерация выделяет регионам на выравнивание
бюджетной обеспеченности. Но мы с помощью депутатов Госдумы постараемся сделать
все, чтобы этого не допустить.
- В свете новых финансовых взаимоотношений много говорят о выпадающих доходах в
бюджетах МО, районов, субъектов РФ. Можно как-то их компенсировать?
- Чем я и занимаюсь. Эта работа людям не заметна, но она очень сложна и
кропотлива и идет постоянно, в основном в Москве, куда мне и моим заместителям
приходится ездить практически каждую неделю. Кроме того, повторяю, мы обратились
за помощью к депутатам Госдумы и в полпредство Северо-Западного федерального
округа в Санкт-Петербурге.
Так получается, что каждый год приходится преодолевать трудности, не нами
созданные. Таковы, наверное, особенности любого реформенного периода. В прошлом
году тянули вниз давние долги по социальным законам. Казалось бы, все,
справились мы с этим, бюджет в нынешнем году в области исполняется как никогда!
У области наконец-то должны появиться деньги не только на поддержание штанов, но
и на развитие: И вот - новая задача, которую надо решать.
Между тем, основной задачей региональной власти я считаю отстаивание интересов
жителей нашей области, а значит, отстаивание ее финансовых позиций на
федеральном уровне. Поэтому буду работать сколько надо и ездить в Москву сколько
надо - чтобы область не оказалась в проигрыше.
|