Устьянский край
30 августа 2005 (26)
Г. Ипатов
Устья при Петре Великом
(Окончание. Начало в N 23,24)
Но вот в 1707 году случился перебой с производством водки. Тогда государством
была объявлена временная монополия на покупку ржи в Устьянских волостях. Избрали
хлебных "целовальников", которые скупали рожь на Устье, организовывали размол ее
на муку и отправляли в Шенкурск для "винного курения". На продажу соли также
существовала гос. монополия. Покупка соли где-то помимо государства считалась
контрабандой и строго преследовалась. Содержание служащих и приставов Шенкурской
приказной палаты лежало на населении. К примеру, приставам, которых было около
сотни, платили по три рубля деньгами и по три четверти хлеба в год. Крестьяне
выражали недовольство непосильными поборами и гнетом. Так, Соденьгская и
Ростовская волости отправили в Шенкурскую приказную палату челобитную, в которой
писали, что "от великих податей и непомерных правежей запустели многие деревни и
повытки". Крестьяне разбрелись, а "хоромные" строения сгнили и обвалились.
Государство на стоны крестьян отреагировало переходом от подворного обложения
налогами на повытное, то есть с размера земельных наделов. Количество дворов
сокращалось, а земля оставалась в постоянных размерах или потихоньку
увеличивалась засчет разработки новин.
В инструкции всеустьянскому бурмистру Тихону Мякшину о порядке взимания налогов
за 1720 год приведены сравнительные сведения о наличии крестьянских дворов по
переписям 1678 и 1710 годов.
Наличие дворов: 1678г 1710г
1.Чадромская
волость 301 287
2.Шангальская 225 176
3.Ростовская 81 29
4.Соденьгская 184 74
5.Никольская 204 170
6.Введенская 145 122
7.Дмитриевская 85 66
Всего: 1225 924
Как видим из таблицы, количество дворов Устьянских волостей за 32 года
уменьшилось на 301 двор. (В примечании к таблице написано, что Чушевицкая и
Хозминская волости не указаны. В некоторых местах Хозминская и Пежемская
территории названы как станы. К сожалению, я так и не понял, какое отношение
имели они к Устьянским волостям. Хотя Чушевицкая волость называлась как
Устьянская, но ее местоположение мне не удалось выяснить).
Петровские реформы
Петр прекрасно видел, что вокруг него, даже среди ближайших помощников, кишат
взяточничество, казнокрадство и всякого рода злоупотребления. К 1719 году
тяжесть войны ослабла и он решил заняться реорганизацией государственного
управления по типу шведского, основанного на коллегиональности принятия решений.
Однако в петровской России это оказалось невозможным. Реформы привели лишь к
чрезмерной бумажной волоките и бюрократии.
Одним из новшеств было введение административного деления на провинции.
Устьянские волости отпали от Шенкурска и были введены в состав Устюжской
провинции, в виде отдельного округа со своим комиссарским управлением. Первым
комиссаром был избран Григорий Готовцев. Канцелярия комиссара находилась в
Ростовской волости. В помощь комиссару был избран всеустьянский бурмистр Василий
Крюков. В 1721 году его сменил Иван Волов. Волостных бурмистров упразднили,
власть перешла к соцким. Смольную повинность отменили. Вместо подворного и
повытного принципа налогообложения Петр ввел взимание налогов с мужской души.
К примеру, в Дмитриевской волости в 1724 году было 229 душ (мужских). В
Алферовской, где тогда был погост, 9 душ. Из них четыре крестьянских и пять
"причетников в окладе". (По остальным волостям сведения не указаны). Согласно
новому закону, с души брали 1 рубль 20 коп.; 80 копеек шло на содержание полков
и 40 копеек - в казну. Государство обещало с этих пор никаких дополнительных
поборов не брать. Больше того, если привлекут на работу, то за это крестьянину с
лошадью в летнее время за день работы платить десять алтын, а без лошади 5
копеек. На деле так и не платили, хотя и привлекали на работы. Отдельно брали
налог с бань, с мельниц, собирали на земские расходы, на мирские "держи", на
мундиры рекрутам, на корма и т.д. Опять практиковалась неоплачиваемая
трудповинность. Но самым страшным игом деревни в это время, писал Романов, были
расквартированные полки. После войны Петр решил не распускать армию, а
распределить полки по всему государству на содержание населения. Каждому полку
для кормления был выделен особый круг - "дистрикт". Устьянские волости вошли в
дистрикт Петершанского полка, который был расквартирован в Устюге. По
первоначальному замыслу Петра, за сбор налоговых денег должны были отвечать
земский комиссар и бурмистр. Но позднее Петр изменил свое мнение и издал
дополнительный Указ, чтобы при сборе налогов присутствовали, и даже руководили
сбором, офицеры полка.
Полковому офицерству вменили и полицейские функции по надзору за местными
властями по поимке воров и разбойников, а также за населением, чтобы оно
исправно платило повинности и не бежало от своего "тяга" (от своей земли).
Военные подмяли под себя гражданскую власть. Поскольку годовой сбор налогов
делился на три периода, то из полка трижды в году выезжали вооруженные отряды
под руководством офицеров по всему дистрикту к своей пользе. Все это время
отряды кормились за счет населения и не только. Пили даровую водку, занимались
мордобоем, избивая неугодных. В общей сложности в течение шести месяцев в году
деревни находились как бы в оккупации.
Н.И. Павленко в книге "Петр Великий" пишет, что проведенная "ревизия" населения
России в 1722-1724 годах насчитала в общую численность населения обоего пола,
включая Сибирь, Прибалтику и Украину, всего лишь 15 млн. 500 тысяч человек.
Податного населения, то есть крестьянских, 5 млн. 400 тысяч душ и посадских
183400 мужских душ. Привилегированного населения, которое податями не
облагалось, 515 тысяч душ.
Под конец своей жизни Петр стал императором и к своему имени получил приставку
Великий. В связи с этим у меня возник вопрос. По каким же критериям присваивался
титул Великий? Насколько позволяют судить мои скромные познания о некоторых
Великих, то все они расширяли территории управляемых ими государств, будто бы
заботясь о народе. Однако за эту заботу платили жизнями сотни тысяч и миллионы
безымянных маленьких винтиков, людей со своими мечтами и интересами. Проходило
время, и при других правителях завоеванные территории утрачивались. И снова
страдали простые люди.
|