|
Устьянский край
4 августа 2005 (15)
Инф.
И. Болдырев: Кто наши предки, и где наши корни?
(Окончание. Начало в N 62, 67, 70, 6, 9, 12)
"В древнейшем перечне северных финских народов югра названа летописцем рядом с
емью. Последняя, как известно из "Устава князя Святослава", расселялась в 12
веке по реке Емце. Не скрывается ли под названием волости Югры 12 в., задается
вопросом Васильев, Нижнее Подвинье. О наличии в древности югры в этом крае
говорит и топонимика Нижнего Подвинья: реки Мудьюга и Юра, острова Мудьюг и
Ягры. Да и происхождение таких названий, как Матигоры и Холмогоры, о которых в
исторической литературе было множество различных толкований, кажется связанным с
названием этого племени. Колмегра -Колмогоры - Холмогоры и аналогично Матегра -
Матигра - Матигоры". Именно таким представляется Васильеву и его
единомышленникам исторический путь этих топонимов. Видимо, под давлением славян
в 11-12 веках югра постепенно отодвигается на восток, а в 15 веке она
оказывается уже за Уралом. "Народ ушел на другую территорию, а вместе с собой
"унес" в новые края и название волости Югра. Это название находим в договорных
грамотах Великого Новгорода, относящихся к последним годам существования его
независимости". Итак, по версии Васильева, югра мигрировала из Нижнего Подвинья
в Приуралье и далее. Продвигаясь вверх по Северной Двине, югры, конечно, не
могли обойти устья больших притоков, таких как Вага, и расселялись по ним тоже.
Надолго ли они оставались на новых местах, нам сейчас не выяснить, как не узнать
и того, все ли они снимались с вновь насиженных мест, чтобы двинуться дальше,
или какая-то часть оставалась. Мы только можем взять во внимание, что процесс
этот растянулся на три столетия, а то и больше. Значит, в течение этого
миграционного процесса сменились 4-5 поколений югров. Конечно, если они
расселились по Ваге и оставили свои "следы", как говорит Угрюмов, на Кокшеньге,
почему бы им не зайти на Устью. Наоборот, путь их должен был пролегать на Устюг
именно по Устье. В случае, если гипотеза Васильева окажется научно доказанной и
признанной, то совсем в ином свете представится нам и версия происхождения
названия реки Устья А.Я. Мартынова. Он, в частности, связывает название с
вогульским словом "ушья", что в переводе на русский означает "лесная река".
Действительно, эти два слова созвучны и очень легко трансформируются одно в
другое: Ушья-Усья-Устья, но главное заключается в том, что вогулы - это и есть
Югра; в России в 19-м веке вогулами называли народ манси, предками которого были
югры.
Подведем итоги: исходя из данных топонимики, можно смело утверждать, что в
бассейне реки Устьи во второй половине первого тысячелетия обитали многие финно-
угрские племена: весь, мари, коми, возможно, саамы и югра. В каком
количественном соотношении между собой находились эти племена, как развивалась
жизнь этого многоязычного сообщества и как далеко они "зашли" к периоду начала
колонизации по пути формирования этнически единого народа - ставить такие
вопросы в отношении одного небольшого региона, в частности Устьи, неуместно.
Видимо, науке еще предстоит ответить на них в будущем, и в отношении Заволочья в
целом (Северной Двины с Онегой, в том числе и Устьи). А сейчас в самый раз
вспомнить суждения Матвеева и Лашука о северо-финских языках, приведенные выше в
настоящей статье. В сущности, речь у них ведется о слагаемых, сопутствующих
образованию языка Чуди Заволоцкой, но там, где речь идет о формировании языка,
рядом параллельно возникает вопрос становления народа как единого этноса.
Значит, русские, проникнув в 9-10 веках в Заволочье, застали финно-угрские
племена (Чудь Заволоцкую), обитавшие здесь, на стадии формирования (по Матвееву)
северно-финского этноса. С приходом русских этот процесс еще более усложнился. В
разноязычное сообщество племен вторгся новый, чужеродный для них народ. Русский
язык, как более богатый, возобладал над чудским, а русские люди, как более
многочисленные - ассимилировали чудь. Через несколько столетий совместного
проживания потомки чуди обрусели - забыли свой язык, свои обычаи, а дети-
потомки от смешанных браков - их и не знали. Но чудь не исчезла бесследно.
Помимо топонимики и заимствований в словах, она присутствует непосредственно в
наших генах. Не будет ошибкой утверждение, что здесь на Севере сложился свой,
теперь уже северно-русский этнос, отличающийся по ряду признаков не только от
других народов, но и от русских южных областей. Доля чудского элемента в нем
составляет немалый процент. Ученые этого факта не отрицают, так что в нас,
северянах, "течет немало чудской крови". В природе ничего не стоит на месте: все
течет, все изменяется. Можно смело утверждать, что к концу третьего тысячелетия
население в бассейне реки Устьи будет другим в этническом отношении. Конечно,
вне всяких сомнений, русский элемент по-прежнему останется доминирующим, но
изменения произойдут существенные. Этнические процессы в нашем сообществе идут и
сегодня, мы просто их не замечаем. В этом легко убедиться, не прибегая даже к
услугам отдела статистики. Достаточно полистать, скажем, телефонный справочник.
Сколько там фамилий, принадлежащим разным национальностям. Сравните справочник
последних лет с предыдущим на предмет прибыло - убыло и вам станет ясно -
процессы идут.
| |