Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109079133-3.shtml>Управление дорог и мостов мэрии города Архангельска приглашает принять участие в открытом конкурсе на право заключения муниципальных контрактов на проведение текущего ремонта улиц и дорог города Архангельска в 2005 году

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078909-3.shtml>Управление дорог и мостов мэрии города Архангельска приглашает принять участие в открытом конкурсе на право заключения муниципальных контрактов на проведение капитального ремонта улиц и дорог города Архангельска в 2005 году

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078887-3.shtml>Определены победители конкурса на поставку медицинского материала

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078877-3.shtml>24 февраля депутаты Архангельского городского Совета вновь соберутся на сессию

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078846-3.shtml>Лучшие лыжники поборются за Кубок мэра Архангельска Напоминаем, что сегодня в 18

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078835-3.shtml>Продолжается вручение юбилейных медалей, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Сегодня в территориальных округах Архангельска продолжается вручение юбилейных медалей, посвященных 60-летию Победы

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078813-3.shtml>Администрация Октябрьского округа поздравила 'сынов полка' с Днем защитников Отечества

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109076900-2.shtml>Чужие письма

  

Важский край
21 января 2005 (3)
Денис Селиванов.

Куда "уплывут" алмазы ?

Закон "О недрах" вскоре должен претерпеть существенные изменения. Новая редакция Закона, обсуждение которой активно идёт и в Москве, и в регионах, должна коренным образом поменять систему недропользования в стране. Основная цель нового Закона - усилить вертикаль федеральной власти в минерально-сырьевом комплексе. Но усиление этой вертикали наверняка негативно скажется на развитии самих регионов, где, собственно, и располагаются природные кладовые страны.

Сейчас систему недропользования регулирует Федеральный Закон "О недрах", принятый в 1992 году. Однако Минприроды и Минэкономразвития настойчиво предлагают новый вариант этого Закона. В пользу законопроекта государство приводит много различных аргументов, указывая на то, что действующий закон "О недрах" не совсем соответствует рыночным отношениям в системе недропользования. В числе главных недостатков государство называет, в частности, разногласия при разграничении полномочий в сфере недропользования между государством и регионами, разногласия в проведении аукционов, порядке выдачи лицензий на пользование недрами, а также при определении порядка ввода месторождения в освоение и прекращение прав на него. У регионов такая постановка вопроса вызвала непонимание. И не только у регионов...

Главным образом, недоумение вызвала инициатива государства отменить принцип "двух ключей", прописанный в Законе 1992 года. Согласно Закону и, в том числе, Конституции, права на недра принадлежат государству: ст. 72 Конституции РФ гласит: ":вопросы владения, пользования, распоряжения недрами, водными и другими ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ". Таким образом, решения о выдаче лицензий на недропользование принимают органы исполнительной власти регионов и исполнительная власть России. Такое положение вещей перестало устраивать государство, как собственника недр, и новым законопроектом в значительной степени ограничиваются права субъектов в вопросах лицензирования недропользования. Обойти букву закона предполагается очень просто - слово "государственная" собственность на недра в новой редакции Закона предлагается заменить словом "федеральная". А на откуп регионам предлагается оставить всего лишь маленький "ключик" для таких вопросов, как освоение мелких месторождений далеко не стратегических ископаемых. Например, карьер "Покровское" в Онежском районе, где идёт заготовка щебня для строительных работ. Вот это как раз дело региона!

Из-за отсутствия ясности в системе лицензирования уже несколько лет выдача лицензий на все виды полезных ископаемых почти не ведётся!

Новая редакция Закона предусматривает дальнейшее перераспределение налогов на недропользование в пользу федерального центра. Для сравнения: с 1992 года налоги на нефть, добываемую на месторождениях Ненецкого автономного округа, распределялись следующим образом: 60 процентов оставалось в округе, 20 процентов в Архангельской области, а в федеральный бюджет уходили оставшиеся 20 процентов. С 2002 года федеральный центр забрал 15 процентов налогов у области, ей осталось лишь пять процентов от общего объёма налогов. Через год, в 2003 принимается решение урезать в налогах и сам округ. НАО стал получать всего 13,4%, область всё те же 5%, а Федерация 81,6%. Новый Закон предусматривает такую схему: округу - 2,5%, области - 2,5%, а в Москву оставшиеся 95%. Вот такая щедрость!

При этом финансирование развития инфраструктуры и воспроизводства минерально- сырьевой базы - всё это предстоит решать регионам на те самые 2,5 процента налоговых отчислений. Таким же нехитрым способом регионам предстоит найти в собственных закромах средства на компенсацию "монетизированных" льгот. К примеру, в Архангельской области из 300 тысяч льготников только 100 тысяч будут получать льготы в денежном эквиваленте из федерального бюджета, остальные 200 тысяч - из средств областного бюджета. На это потребуется почти полтора миллиарда рублей (для сравнения бюджет области чуть более 13 миллиардов). В таких условиях о каком воспроизводстве минерально-сырьевой базы может идти речь? Регионам это явно не по силам.

"Государство ведёт себя как Испания в период колонизации Южной Америки, - делится своими впечатлениями от участия в начале декабря в Парламентских слушаниях по обсуждению нового Закона Александр Блудов, геолог с многолетним стажем, специалист департамента природных ресурсов администрации Архангельской области. - Последние 12 лет в стране идёт "сработка" запасов месторождений, разведанных ещё во времена Советского Союза. Т.е. все нефтяные компании работают на готовых, давно изученных месторождениях. Нефтяники не спешат вкладывать средства в геологическое изучение территорий и поиски новых. Это очень затратное и, главное, рискованное дело. Ни один частный инвестор не станет решать вопросы государства, вкладывая в это собственные средства. Новое законодательство отбирает у субъектов законодательные и экономические рычаги управления этими процессами на своей территории, у регионов пропадёт интерес в развитии собственной территории. И это можно сказать не только про нефть и газ. Те же изменения касаются и леса, и рыбы:"

В современной России есть лишь один пример, когда частные компании решились вложить средства в поиск новых месторождений. Но это скорее можно назвать исключением, подтверждающим правило. Речь идёт об известной в нашей области Мезенской синеклизе. Из четырёх десятков российских и иностранных компаний всего четыре решились вложить деньги в это рискованное дело: "Татнефть", "Лукойл", "Газпром" и "Сургутнефтегаз". Сейчас на синеклизе уже закончен региональный этап геологоразведочных работ. Но это единичный пример не только в российской, но и в мировой практике! А по сути, выявлением перспектив должно и обязано заниматься государство.

Но если вернуться к самому Закону, то он, естественно, оговаривает вопросы, связанные далеко не только с добычей нефти и газа. По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, выступавшего на Парламентских слушаниях, Закон "О недрах" устарел и надо готовить его новую редакцию. Но, по мнению большинства геологов, элиты геологической науки и бизнеса, 12 лет - это не срок для закона. Его можно улучшить, внеся ряд поправок, отвечающих современным реалиям, но ломать Закон не стоит.

Законопроект уже не первый год обсуждается на различных экономических форумах, в регионах, в Министерствах и ведомствах. Только на последнем обсуждении на парламентских слушаниях в Госдуме в адрес разработчиков новой редакции Закона поступило 114 предложений и рекомендаций от региональных администраций и законодательных собраний, союзов промышленников, полномочных представителей Президента в федеральных округах и т.д. Но федеральная власть пока настаивает не на поправках к Закону, а именно на его новой редакции.

Окончательное решение по судьбе Закона "О недрах" будет вынесено в этом году.

И последнее: Из всего вышесказанного можно сделать вывод: к сожалению, тенденции в сфере управления недропользованием наводит на грустную мысль - когда начнётся комплексное, масштабное освоение недр Поморской земли (алмазы, полиметаллы, бокситы, нефть и др.) сами поморы этих богатств скорее всего не увидят:



Важский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета

Для клиентов: