Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Важский край
14 апреля 2006 (15)
Инф.

История одного образа

Продолжение.

Начало в N 14 от 7 апреля

Праведный Афанасий Наволоцкий

"Какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный Афанасий и какого происхождения и звания, и каких родителей - сведений не имеется" - так начиналось повествование составителем рукописи. Размышляя о времени написания этого текста, смею предположить, что его автором, вероятнее всего, был священник, ставший свидетелем происходивших чудес. По-видимому, местные жители глубоко чтили еще не прославленного Церковью святого, а прямая обязанность и долг любого священника, с осторожностью относясь к происходящему, разобраться в ситуации и доложить правящему архиерею. Так, видимо, и появились рукописи, составленные примерно в семнадцатом веке.

Устные предания старожилов гласят: ": сей муж в давние времена пришел из пределов Великого Новограда страны Каргопольской в пределы Важские слободку Верхнеледскую".

"Давние времена" - старики под таким определением времени подразумевали, что не только свидетелей, но и тех, кто общался с современниками праведного Афанасия, в живых уже не было. По этой причине память людская и не сохранила точных лет, когда появился "сей муж" в их краях и какие дела привели его в эти места.

До нас дошло следующее: отойдя в пусто место, версты на три от Верхнеледской слободки, он тяжко заболел и скончался. По прошествии сорока дней праведный явился четырем больным, жившим в разных волостях, исцелив их, велел пойти и предать его останки земле в том месте, где они лежат. Не сговариваясь друг с другом, они сошлись в один день, словно по соглашению, у нетронутого тлением тела, похоронили его, поставив над могилой часовенку.

Подивившись событию, произошедшему с ними, и благодаря Бога, они вернулись домой в свои селения, не скрывая того, что случилось. В достоверности рассказа окружающих убеждало то, что участников события было четверо прежде не знавших друг друга людей.

Так с момента погребения праведника Господь дивно стал прославлять своего угодника, стяжавшего благодать своими трудами, сокрытыми навеки от глаз людей, а вскоре настоятели по близости находящихся приходов стали наблюдать чудеса, происходившие при часовне, находящейся в лесу. Сколько лет минуло, как произошло первое чудо, много ли их было за это время - неизвестно, но священники ближайших селений принимают решение проверить рассказы очевидцев. И вот первая достоверная дата, дошедшая до нас из старинных рукописей.

"В лето 7155 от сотворения мира" - такими словами начиналось повествование об одном из чудес, произошедшем у гроба праведного Афанасия. Но перейдем на понятное нам летоисчисление. Итак, в 1647 году священник Верхнеледской слободки Флор со священниками Ледским и Сюмским, взяв несколько благочестивых крестьян, приступили к раскопке могилы. Да, видно, намерения их были не угодны Богу, либо за недолжное самочиние (не поставили в известность архиерея), но напал на них вдруг сильный страх и ужас. Все почувствовали себя больными, руки их ослабли так, что пришлось им от своего намерения отказаться, отслужив молебен, все ни с чем разошлись по домам.

Все бы так и забылось, да действие благодати Божией привлекало к себе страждущих, не иссякал поток желающих получить утешение в различных нуждах. К часовне приснопамятного Афанасия шли не только жители ближайших волостей, но и крестьяне соседнего Холмогорского уезда, а весть о целительной силе мощей, видимо, достигла и столицы, и история получила продолжение по прошествии почти восьмидесяти лет.

Распоряжением Святого Синода и указом преосвященного Варнавы от 1 декабря 1725 года игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священнослужителям было велено достоверно освидетельствовать мощи.

Совершив положенные молитвы, приступили к работе: с благоговением снимался слой за слоем земли и вот обрели тело, лежащее без гроба. Сколько лет оно пролежало в сырой земле, неизвестно, может сто, а то и более, но всех присутствовавших поразило, что тление совершенно не коснулось его. Мощи освидетельствовали, положили в новую раку, покрыли чистыми поволоками и вновь предали земле. Трудно сейчас сказать, были ли составлены какие-либо акты об осмотре тела и сохранились ли они, но точно известно, с мощей была написана икона и поставлена в часовне для поклонения всех приходящих с верою.

Шло время, пролетело еще несколько десятков лет, часовня пришла в совершенную ветхость и по храмоздатной грамоте от 22 июня 1758 года на ее месте начата постройка церкви, через год освященной во имя Святителя Афанасия Александрийского, о чем свидетельствует другая грамота архиепископа Варсонофия от 29 июля 1758 года.

Перед постройкой церкви требовалось разобрать часовню, при этом произошло необычное явление.

Один плотник влез на крышу и уже взялся за крест, чтобы убрать его и приступить к снятию покрытия. Неожиданно поднялась страшная буря, ветром сломило в саженях пятидесяти от часовни большое дерево, обнесло его вокруг строения три раза и поставило вершиной вниз на образовавшийся после слома пень. Присутствовавшие при этом священник и народ упали на колени и стали молиться с воздетыми к небу руками. Дерево впоследствии, как чудотворное, по частям разобрали богомольцы, на его месте был поставлен крест, а в 1867 году построена часовня.

О немногих чудесах рассказано в книге, но совершенно точно, что их было гораздо больше, а описаны только самые необычные. Почему я в этом так уверен? Во-первых, известен целый ряд святых, прославленных Христианской церковью, но не ознаменовавшихся чудесами, а те, кого именуют чудотворцами, совершили не по одному дивному случаю. Во-вторых, работая в Архангельском областном Государственном Архиве, я обнаружил репорт Шенкурского уезда Благочинного священника Петра Синцова от 11 ноября 1855 года.

Данный документ является ответом на предписание Архангельской Духовной Консистории от 8 октября того же года сообщить о мощах угодников Божьих, находящихся на территории приходов Архангельской Епархии. Отец Петр Синцов приводит краткие сведения о праведном Афанасии, которые точно соответствуют данным книги "Краткие сведения о храмах и приходах Архангельской Епархии", а завершает документ так: ": но подробные данные о сем праведном по сим указе Архангельской Духовной Консистории от 12 марта сего года за N 975 с предложения Его Преосвященства от 7 марта за N 399 с некоторыми манускриптами, обретающимися при Афанасьевской церкви от 7 апреля за N 36 Его Преосвященству мною донесено, о чем в Архангельскую Духовную Консисторию покорнейше и репортую. Октябрь "24" дня 1855 года".

Анализируя данные этого документа, обращаешь внимание на слова "подробные данные", "с манускриптами" и "Его Преосвященству мною донесено", значит, были зафиксированы и другие чудеса. Документ, направленный архиерею в 1855 году, предстоит еще найти, если он милостью Божией сохранился по прошествии стольких лет. Интересна судьба и манускриптов, на основании которых составлялся подробный отчет, предположительно назад их не отправили, а передали на хранение в епархиальное древнехранилище, созданное в конце 19 века. Таким образом, существует надежда когда-нибудь узнать гораздо больше о святом праведном Афанасии Наволоцком Чудотворце.

Краевед Михаил Бронский. Продолжение следует.



Важский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ