|
Важский край
14 апреля 2006 (15)
Инф.
История одного образа
Продолжение.
Начало в N 14 от 7 апреля
Праведный Афанасий Наволоцкий
"Какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный
Афанасий и какого происхождения и звания, и каких родителей - сведений не
имеется" - так начиналось повествование составителем рукописи. Размышляя о
времени написания этого текста, смею предположить, что его автором, вероятнее
всего, был священник, ставший свидетелем происходивших чудес. По-видимому,
местные жители глубоко чтили еще не прославленного Церковью святого, а прямая
обязанность и долг любого священника, с осторожностью относясь к происходящему,
разобраться в ситуации и доложить правящему архиерею. Так, видимо, и появились
рукописи, составленные примерно в семнадцатом веке.
Устные предания старожилов гласят: ": сей муж в давние времена пришел из
пределов Великого Новограда страны Каргопольской в пределы Важские слободку
Верхнеледскую".
"Давние времена" - старики под таким определением времени подразумевали, что не
только свидетелей, но и тех, кто общался с современниками праведного Афанасия, в
живых уже не было. По этой причине память людская и не сохранила точных лет,
когда появился "сей муж" в их краях и какие дела привели его в эти места.
До нас дошло следующее: отойдя в пусто место, версты на три от Верхнеледской
слободки, он тяжко заболел и скончался. По прошествии сорока дней праведный
явился четырем больным, жившим в разных волостях, исцелив их, велел пойти и
предать его останки земле в том месте, где они лежат. Не сговариваясь друг с
другом, они сошлись в один день, словно по соглашению, у нетронутого тлением
тела, похоронили его, поставив над могилой часовенку.
Подивившись событию, произошедшему с ними, и благодаря Бога, они вернулись домой
в свои селения, не скрывая того, что случилось. В достоверности рассказа
окружающих убеждало то, что участников события было четверо прежде не знавших
друг друга людей.
Так с момента погребения праведника Господь дивно стал прославлять своего
угодника, стяжавшего благодать своими трудами, сокрытыми навеки от глаз людей, а
вскоре настоятели по близости находящихся приходов стали наблюдать чудеса,
происходившие при часовне, находящейся в лесу. Сколько лет минуло, как произошло
первое чудо, много ли их было за это время - неизвестно, но священники ближайших
селений принимают решение проверить рассказы очевидцев. И вот первая достоверная
дата, дошедшая до нас из старинных рукописей.
"В лето 7155 от сотворения мира" - такими словами начиналось повествование об
одном из чудес, произошедшем у гроба праведного Афанасия. Но перейдем на
понятное нам летоисчисление. Итак, в 1647 году священник Верхнеледской слободки
Флор со священниками Ледским и Сюмским, взяв несколько благочестивых крестьян,
приступили к раскопке могилы. Да, видно, намерения их были не угодны Богу, либо
за недолжное самочиние (не поставили в известность архиерея), но напал на них
вдруг сильный страх и ужас. Все почувствовали себя больными, руки их ослабли
так, что пришлось им от своего намерения отказаться, отслужив молебен, все ни с
чем разошлись по домам.
Все бы так и забылось, да действие благодати Божией привлекало к себе
страждущих, не иссякал поток желающих получить утешение в различных нуждах. К
часовне приснопамятного Афанасия шли не только жители ближайших волостей, но и
крестьяне соседнего Холмогорского уезда, а весть о целительной силе мощей,
видимо, достигла и столицы, и история получила продолжение по прошествии почти
восьмидесяти лет.
Распоряжением Святого Синода и указом преосвященного Варнавы от 1 декабря 1725
года игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского
Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священнослужителям было велено
достоверно освидетельствовать мощи.
Совершив положенные молитвы, приступили к работе: с благоговением снимался слой
за слоем земли и вот обрели тело, лежащее без гроба. Сколько лет оно пролежало в
сырой земле, неизвестно, может сто, а то и более, но всех присутствовавших
поразило, что тление совершенно не коснулось его. Мощи освидетельствовали,
положили в новую раку, покрыли чистыми поволоками и вновь предали земле. Трудно
сейчас сказать, были ли составлены какие-либо акты об осмотре тела и сохранились
ли они, но точно известно, с мощей была написана икона и поставлена в часовне
для поклонения всех приходящих с верою.
Шло время, пролетело еще несколько десятков лет, часовня пришла в совершенную
ветхость и по храмоздатной грамоте от 22 июня 1758 года на ее месте начата
постройка церкви, через год освященной во имя Святителя Афанасия
Александрийского, о чем свидетельствует другая грамота архиепископа Варсонофия
от 29 июля 1758 года.
Перед постройкой церкви требовалось разобрать часовню, при этом произошло
необычное явление.
Один плотник влез на крышу и уже взялся за крест, чтобы убрать его и приступить
к снятию покрытия. Неожиданно поднялась страшная буря, ветром сломило в саженях
пятидесяти от часовни большое дерево, обнесло его вокруг строения три раза и
поставило вершиной вниз на образовавшийся после слома пень.
Присутствовавшие при этом священник и народ упали на колени и стали
молиться с воздетыми к небу руками. Дерево впоследствии, как
чудотворное, по частям разобрали богомольцы, на его месте был поставлен крест, а
в 1867 году построена часовня.
О немногих чудесах рассказано в книге, но совершенно точно, что их было гораздо
больше, а описаны только самые необычные. Почему я в этом так уверен? Во-первых,
известен целый ряд святых, прославленных Христианской церковью, но не
ознаменовавшихся чудесами, а те, кого именуют чудотворцами, совершили не по
одному дивному случаю. Во-вторых, работая в Архангельском областном
Государственном Архиве, я обнаружил репорт Шенкурского уезда Благочинного
священника Петра Синцова от 11 ноября 1855 года.
Данный документ является ответом на предписание Архангельской Духовной
Консистории от 8 октября того же года сообщить о мощах угодников Божьих,
находящихся на территории приходов Архангельской Епархии. Отец Петр Синцов
приводит краткие сведения о праведном Афанасии, которые точно соответствуют
данным книги "Краткие сведения о храмах и приходах Архангельской Епархии",
а завершает документ так: ": но подробные данные о сем праведном по сим указе
Архангельской Духовной Консистории от 12 марта сего года за N 975 с предложения
Его Преосвященства от 7 марта за N 399 с некоторыми манускриптами,
обретающимися при Афанасьевской церкви от 7 апреля за N 36 Его Преосвященству
мною донесено, о чем в Архангельскую Духовную Консисторию покорнейше и репортую.
Октябрь "24" дня 1855 года".
Анализируя данные этого документа, обращаешь внимание на слова "подробные
данные", "с манускриптами" и "Его Преосвященству мною донесено", значит, были
зафиксированы и другие чудеса. Документ, направленный архиерею в 1855 году,
предстоит еще найти, если он милостью Божией сохранился по прошествии стольких
лет. Интересна судьба и манускриптов, на основании которых составлялся подробный
отчет, предположительно назад их не отправили, а передали на хранение в
епархиальное древнехранилище, созданное в конце 19 века. Таким образом,
существует надежда когда-нибудь узнать гораздо больше о святом праведном
Афанасии Наволоцком Чудотворце.
Краевед Михаил Бронский.
Продолжение следует.
| |