Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Важский край
7 апреля 2006 (14)
Михаил Бронский.

История одного образа

Сегодня мы начинаем публикацию материала, напрямую связанного с шенкурской историей, с православной верой, которую веками исповедовали наши предки. Богата здешняя земля святыми людьми. Вслед за преподобным Варлаамом Важским пусть узнают читатели "Важского края" о святом Верхоледской земли - праведном Афанасии Наволоцком.

ТАЙНА СТАРОГО АМБАРЧИКА

В одной маленькой деревушке, на берегу реки Ваги, стоял маленький амбарчик, закрытый на большой замок. Размеры его были настолько малы, что, пожалуй, баньки в деревне были намного больше. Крыша почти совсем прохудилась, логовленные доски старались не пропустить ни одной капли дождя и талого снега. Высокий порог и маленькая дверца с замком вызывали неимоверное любопытство детей и некоторых взрослых.

В деревнях существовал закон: не тобой положено, не тобой возьмется. Старшие об этом помнили. Ребята же есть ребята, ни один разведчик не сможет сравниться с их проворством. В двери амбарчика располагалось небольшое отверстие для кошки, через которое трудно было что-либо разглядеть. Окон или других больших отверстий там не было. Правда, старая дверь имела несколько щелей, не влиявших на ее крепость. Ясным днём в дообеденное время солнечные лучи пробирались сквозь щели маленькой дверцы и освещали внутреннее содержимое амбарчика. Тогда дети через кошачий ход с любопытством разглядывали непонятные им изображения на больших досках. Картин было много: больших и маленьких, одна из них - на золоте, а когда на нее падали лучи света, она сияла, и невозможно было определить, что на ней изображено.

На зиму в деревне оставалось всего несколько человек, в основном старики, доживающие свой век в родных стенах. Несказанную радость доставлял им приезд родных в холодные дни, когда день короче ночи. Вот и мы приехали в марте со своей доброй учительницей навестить двоюродную тетку, по возрасту бабушку. Жила она одна, бездетная, только племянники. Радости было много. Два дня пролетели незаметно. Погода радовала: мартовское солнце, весело играя, дарило тепло, ощутимый морозец покрыл поверхности сугробов крепким настом, по которому можно было бегать и прыгать, не проваливаясь. Пошли гулять по деревне. Твердая поверхность снега манила сойти с протоптанных дорожек, что мы и сделали. Ноги сами собою повели нас к опушке леса, где за домами, чуть поодаль, жил своею жизнью амбарчик.

Рассказали учительнице, что там находятся какие-то картины, да дверь заперта: не посмотреть. "Это иконы", - сказала она. Каково же было наше удивление, когда дверь оказалась без замка и легко открылась, а в амбаре оказалась всего одна икона, та, что сияла золотом и была самая красивая: видимо из-за своих больших размеров ее не смогли утащить "добрые" люди. Татьяна, так звали учительницу, предложила перенести икону в дом тетки, до лета, а потом перевезти ее в музей на хранение, с условием передать в храм при его открытии.

Кто на иконе - понять мы не смогли, порешили, что там изображен один человек: при жизни и после смерти. Только через пятнадцать лет стало известно, кого написал художник.

Старый амбарчик, укрывавший святыню, этим летом прекратил свое существование. Сосед, разбиравший его, неодно-кратно высказывал удивление: "Теперь так не строят, пила с трудом шла. Он бы еще лет сто простоял".

Образ, спасённый прихожанами разрушенной церкви, теперь находится не в музее, а в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев города Шенкурска.

Взирают на нас с иконы два разных человека. Один, в красивой дорогой одежде, святитель Афанасий Александрийский, другой, в простой холщовой рубахе, праведный Афанасий Наволоцкий. Празднуется память этих святых в один день: 18 января по старому или 31 января по новому стилю.

В этот день Святая Церковь установила совместное празднование двух выдающихся святителей - Афанасия и Кирилла Александрийских, в знак глубокой благодарности за их многолетние и неусыпные труды в утверждение догматов православной веры и ревностной защиты их от еретических учений.

Сведения о праведном Афанасии, почерпнутые в минее месячной и настольной книги священнослужителя, очень скудны, буквально несколько строк. Жил он в конце шестнадцатого века, пришел из Каргопольских пределов в Олонецкую губернию, где основал монастырь в восьмидесяти верстах от возникшего позже Петрозаводска. Скончался святой близ Верхоледской слободки неподалеку от Шенкурска.

Возникает вопрос: почему рядом со святителем Афанасием изображен не святитель Кирилл Александрийский, а праведный Афанасий Наволоцкий? Что их связывает, ведь они даже жили в разное время и в разных странах?

Предположение, высказанное одним знакомым, что один является для другого небесным покровителем, меня не очень удовлетворило. Поэтому пришлось обратиться к различным информационным источникам: фондам музеев, библиотек и архивов.

ПРАВЕДНЫЙ АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ

Обратившись в Архангельский Государственный Областной Архив, получив разрешение директора на работу в читальном зале с подлинниками, заполнив анкеты исследователя, рассказал сотрудникам архива об интересующей меня теме. Мне предложили поработать с фондом Архангельской Духовной Консистории. После просмотра описей документов, на столе передо мной отчеты благочинных священников.

На 1916 год в Шенкурском уезде было самое большое количество храмовых сооружений - 237, из них церквей: приходских - 100, при женском монастыре - 2, кладбищенских без причта - 7, приписных - 22. Из всех храмов 101 были деревянные и только 30 каменных. Часовен было 106 - все деревянные.

В уезде было пять благочиний. Первое - Шенкурск и его окрестности. Второе - на юг по московскому тракту до границ Вологодской губернии. Третье по всей реке Ледь и части Ваги между ее притоками Ваймоньгой и Сюмой. Четвертое и пятое - располагались по Северной Двине.

Внимание привлекло третье благочиние, в нем находились одни из самых старых приходов края, начало которым было положено еще преподобным Варлаамом Важским Чудотворцем. Всего приходов было одиннадцать, название одного - Афанасьевский.

"Афанасьевский приход - не связано ли его название как-то с праведным Афанасием?" - поделился я своими размышлениями с сотрудницей архива.

"Знаете, в конце девятнадцатого века была издана книга о приходах Архангельской епархии, она есть в областной библиотеке, вы бы ее посмотрели".

Добролюбовка в двух кварталах от архива, работает дольше. Паспорт с собой, и вот меня уже регистрируют, получаю заламинированный билет читателя и поднимаюсь в отдел "Русский Север".

Книга, видимо, довольно востребована, ждать долго не пришлось, не успел выбрать стол, как мне принесли трехтомник "Краткие сведения о храмах и приходах Архангельской Епархии" издания 1895 года.

Какова была моя радость, когда догадка, высказанная сотруднице архива, полностью подтвердилась буквально с первых строк: "приход образовался из Афанасьевской пустыни, так названной по главной, прославившей ее святыне - мощам праведного Афанасия Наволоцкого Чудотворца".

О жизни этого угодника Божия почти ничего неизвестно, о чем сокрушаются составители книги. Те данные, что они приводят, были ими почерпнуты из древних манускриптов, хранившихся при Афанасьевской церкви. Продолжая работу в архиве, я нашел тому косвенное подтверждение. Таким образом, в данных книгах приводятся не вымышленные, а реальные факты, хотя и не в полном объеме.



Важский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ