|
Важский край
7 апреля 2006 (14)
Михаил Бронский.
История одного образа
Сегодня мы начинаем публикацию материала, напрямую связанного с шенкурской
историей, с православной верой, которую веками исповедовали наши предки. Богата
здешняя земля святыми людьми. Вслед за преподобным Варлаамом Важским пусть
узнают читатели "Важского края" о святом Верхоледской земли - праведном
Афанасии Наволоцком.
ТАЙНА СТАРОГО АМБАРЧИКА
В одной маленькой деревушке, на берегу реки Ваги, стоял маленький амбарчик,
закрытый на большой замок. Размеры его были настолько малы, что, пожалуй, баньки
в деревне были намного больше. Крыша почти совсем прохудилась, логовленные доски
старались не пропустить ни одной капли дождя и талого снега. Высокий порог и
маленькая дверца с замком вызывали неимоверное любопытство детей и некоторых
взрослых.
В деревнях существовал закон: не тобой положено, не тобой возьмется. Старшие об
этом помнили. Ребята же есть ребята, ни один разведчик не сможет сравниться с их
проворством. В двери амбарчика располагалось небольшое отверстие для кошки,
через которое трудно было что-либо разглядеть. Окон или других больших отверстий
там не было. Правда, старая дверь имела несколько щелей, не влиявших на ее
крепость. Ясным днём в дообеденное время солнечные лучи пробирались сквозь щели
маленькой дверцы и освещали внутреннее содержимое амбарчика. Тогда дети через
кошачий ход с любопытством разглядывали непонятные им изображения на больших
досках. Картин было много: больших и маленьких, одна из них - на золоте, а
когда на нее падали лучи света, она сияла, и невозможно было определить, что на
ней изображено.
На зиму в деревне оставалось всего несколько человек, в основном старики,
доживающие свой век в родных стенах. Несказанную радость доставлял им приезд
родных в холодные дни, когда день короче ночи. Вот и мы приехали в марте со
своей доброй учительницей навестить двоюродную тетку, по возрасту бабушку. Жила
она одна, бездетная, только племянники. Радости было много. Два дня пролетели
незаметно. Погода радовала: мартовское солнце, весело играя, дарило тепло,
ощутимый морозец покрыл поверхности сугробов крепким настом, по которому можно
было бегать и прыгать, не проваливаясь. Пошли гулять по деревне. Твердая
поверхность снега манила сойти с протоптанных дорожек, что мы и сделали. Ноги
сами собою повели нас к опушке леса, где за домами, чуть поодаль, жил своею
жизнью амбарчик.
Рассказали учительнице, что там находятся какие-то картины, да дверь заперта: не
посмотреть. "Это иконы", - сказала она. Каково же было наше удивление, когда
дверь оказалась без замка и легко открылась, а в амбаре оказалась всего одна
икона, та, что сияла золотом и была самая красивая: видимо из-за своих больших
размеров ее не смогли утащить "добрые" люди. Татьяна, так звали учительницу,
предложила перенести икону в дом тетки, до лета, а потом перевезти ее в музей на
хранение, с условием передать в храм при его открытии.
Кто на иконе - понять мы не смогли, порешили, что там изображен один человек:
при жизни и после смерти. Только через пятнадцать лет стало известно, кого
написал художник.
Старый амбарчик, укрывавший святыню, этим летом прекратил свое существование.
Сосед, разбиравший его, неодно-кратно высказывал удивление: "Теперь так не
строят, пила с трудом шла. Он бы еще лет сто простоял".
Образ, спасённый прихожанами разрушенной церкви, теперь находится не в музее, а
в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев города Шенкурска.
Взирают на нас с иконы два разных человека. Один, в красивой дорогой одежде,
святитель Афанасий Александрийский, другой, в простой холщовой рубахе, праведный
Афанасий Наволоцкий. Празднуется память этих святых в один день:
18 января по старому или 31 января по новому стилю.
В этот день Святая Церковь установила совместное празднование двух выдающихся
святителей - Афанасия и Кирилла Александрийских, в знак глубокой благодарности
за их многолетние и неусыпные труды в утверждение догматов православной веры и
ревностной защиты их от еретических учений.
Сведения о праведном Афанасии, почерпнутые в минее месячной и настольной книги
священнослужителя, очень скудны, буквально несколько строк. Жил он в конце
шестнадцатого века, пришел из Каргопольских пределов в Олонецкую губернию, где
основал монастырь в восьмидесяти верстах от возникшего позже Петрозаводска.
Скончался святой близ Верхоледской слободки неподалеку от Шенкурска.
Возникает вопрос: почему рядом со святителем Афанасием изображен не святитель
Кирилл Александрийский, а праведный Афанасий Наволоцкий? Что их связывает, ведь
они даже жили в разное время и в разных странах?
Предположение, высказанное одним знакомым, что один является для другого
небесным покровителем, меня не очень удовлетворило. Поэтому пришлось обратиться
к различным информационным источникам: фондам музеев, библиотек и архивов.
ПРАВЕДНЫЙ АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ
Обратившись в Архангельский Государственный Областной Архив, получив разрешение
директора на работу в читальном зале с подлинниками, заполнив анкеты
исследователя, рассказал сотрудникам архива об интересующей меня теме. Мне
предложили поработать с фондом Архангельской Духовной Консистории. После
просмотра описей документов, на столе передо мной отчеты благочинных
священников.
На 1916 год в Шенкурском уезде было самое большое количество храмовых сооружений
- 237, из них церквей: приходских - 100, при женском монастыре - 2,
кладбищенских без причта - 7, приписных - 22. Из всех храмов 101 были деревянные
и только 30 каменных. Часовен было 106 - все деревянные.
В уезде было пять благочиний. Первое - Шенкурск и его окрестности. Второе - на
юг по московскому тракту до границ Вологодской губернии. Третье по всей реке
Ледь и части Ваги между ее притоками Ваймоньгой и Сюмой. Четвертое и пятое -
располагались по Северной Двине.
Внимание привлекло третье благочиние, в нем находились одни из самых старых
приходов края, начало которым было положено еще преподобным Варлаамом Важским
Чудотворцем. Всего приходов было одиннадцать, название одного - Афанасьевский.
"Афанасьевский приход - не связано ли его название как-то с праведным
Афанасием?" - поделился я своими размышлениями с сотрудницей архива.
"Знаете, в конце девятнадцатого века была издана книга о приходах Архангельской
епархии, она есть в областной библиотеке, вы бы ее посмотрели".
Добролюбовка в двух кварталах от архива, работает дольше. Паспорт с собой, и вот
меня уже регистрируют, получаю заламинированный билет читателя и поднимаюсь в
отдел "Русский Север".
Книга, видимо, довольно востребована, ждать долго не пришлось, не успел выбрать
стол, как мне принесли трехтомник "Краткие сведения о храмах и приходах
Архангельской Епархии" издания 1895 года.
Какова была моя радость, когда догадка, высказанная сотруднице архива, полностью
подтвердилась буквально с первых строк: "приход образовался из Афанасьевской
пустыни, так названной по главной, прославившей ее святыне - мощам праведного
Афанасия Наволоцкого Чудотворца".
О жизни этого угодника Божия почти ничего неизвестно, о чем сокрушаются
составители книги. Те данные, что они приводят, были ими почерпнуты из древних
манускриптов, хранившихся при Афанасьевской церкви. Продолжая работу в архиве, я
нашел тому косвенное подтверждение. Таким образом, в данных книгах приводятся не
вымышленные, а реальные факты, хотя и не в полном объеме.
| |