Ведомости Поморья
28 января 2004 (3)
ШИЛОВА Надежда
Рыбаки вернулись домой больные и без денег
Трое архангельских моряков с судна "Сардинелла", ставших невольными
"заложниками" в Сьерра-Леоне, в ночь с пятницы на субботу вернулись домой.
Последний месяц своего вынужденного пребывания в Западной Африке они испытывали
острую недостачу в медикаментах, деньгах и продуктах питания. Сейчас моряки
готовят иск в прокуратуру о возмещении морального и материального вреда к
руководству компании ОГУП РДОМС "Волга" (она же - ООО "Астраханская база
океанического лова"), а тем временем на борту "Сардинеллы" решения своей участи
ждут еще шестеро архангелогородцев.
"Я похудел на десять килограммов!" - говорит член экипажа, мастер добычи
Анатолий Боев. Анатолий и его друзья по несчастью - старший мастер добычи
Сергей Корнилов и второй механик Сергей Селецкий - вернулись в Архангельск
около полуночи 23 января. История, в которую попали архангелогородцы, оказалось
очень запутанной, и разбираться в ней будут правоохранительные органы.
Путаница началась еще с заключения контракта. Как сообщили моряки корреспонденту
"Известий", подбором экипажа для "Астраханской базы океанического лова" в
Архангельске занималась роуминговая компания ООО "Двина Транс Гроуп".
- Но контракт в Архангельске заключен не был, - рассказывает Сергей Корнилов. -
Нам сказали: "Заключите в Москве". А в Москве нам заявили, что контракт будет
заключен на борту судна. 14 августа мы прибыли в порт Фритауна в Сьерра-Леоне.
Но директор ОГУП РДОМС "Волга" Александр Феоктистов сказал, что контракты еще не
отпечатаны. По его словам, "Волга" и "Астраханская база океанического лова" -
это одно и тоже. И еще одна деталь: компания, казалось бы, астраханская, но на
самом деле руководство сидит в Москве. Контракты с нами заключили только в
сентябре.
На первый промысел архангелогородцы отправились 27 августа, а последнюю сдачу
рыбы провели 3 октября. Все остальное время - более трех месяцев - сидели без
работы.
- Хозяин местной фабрики перестал отпускать нам топливо и лед для охлаждения
рыбы, - объясняют моряки. - Оказалось, "Волга" задолжала фабриканту приличную
сумму. А топливо в Сьерра-Леоне действительно дорогое: 420 долларов за тонну. В
сутки наш пароход более четырех тонн "съедал".
Архангелогородцы маялись под африканским солнцем без работы, еды и медикаментов.
- Нехватка продуктов ощущалась с первого же дня нашего пребывания в Сьерра-
Леоне. Но особенно тяжело стало в декабре. 2 декабря мы получили от компании
деньги: с вычетом за перевод сумма составила 284 доллара. Это на то, чтобы
кормить 12 мужиков! Мы растягивали деньги, как могли. На обед всего экипажа -
банка тушенки и макароны, - продолжает Сергей Корнилов. - С самого начала рейса
не было достаточного количество лекарств, даже аспирин был в дефиците.
Профилактических таблеток против малярии хватило только на месяц. Естественно,
что весь экипаж заболел. Почти все - малярией, некоторые - чесоткой и другими
кожными заболеваниями. На лицо старшего механика, изуродавнное болезнью, было
жутко смотреть.
Между тем, по словам Корнилова, московское руководство компании сообщало
родственникам членов экипажа, что моряки лечатся от запоя.
- Да какой запой может быть, когда температура на улице больше сорока градусов!
- возмущается Сергей.
Сейчас моряки с теплотой вспоминают сотрудников украинского военного батальона
ООН, которые кормили и лечили архангелогородцев.
За все время работы в Сьерра-Леоне моряки не получили ни копейки, хотя в
Архангельске, когда набирали экипаж, им за добычу тигровых креветок обещали
зарплату 2000-2300 долларов в месяц. Но не только отсутствие денег мешало
морякам вернуться домой. У них были серьезные проблемы с визами.
- Когда в августе мы прибыли на судно, компания оформила нам 3-дневные визы, но
затем так и не продлила их, - отметил Сергей Селецкий. - Нам было страшно даже
выходить за покупками в город, ведь любой полицейский мог нас остановить, и тут
бы начались неприятности. Кстати, трое членов нашего экипажа, которые перед нами
отправились домой за свой счет, были задержаны полицией Гвинеи. Их выручил
почетный консул России в Сьерра-Леоне Томас Альфа. Да и мы улетели только
благодаря ему!
Почетный консул бесплатно предоставил билеты на вертолет Анатолию и двум
Сергеям. На вертолете моряки пересекли залив и оказались в аэропорту Лунге.
- В Гвинее Канакри нас встретил вице-консул России Анатолий Мелехов. Он отвез
нас в консульство, где с нами беседовал российский посол Владимир Дорошин, -
вспоминает Сергей Корнилов. - После беседы он отправил в порт сотрудника
посольства с тем, чтобы тот разрешил проблему с оставшимися членами экипажа.
Сейчас на судне еще шестеро архангелогородцев.
По словам Сергея, их отправили сначала до Парижа на самолете с дипломатами и
диппочтой. Причем, до самого трапа моряков провожали вице-консул и военный
атташе российского посольства. Из Франции архангелогородцы вылетели в Россию.
Билеты на самолет им оплатила компания.
- Самое удивительное, что никто из компании, по воле которой мы оказались в
столь неприятной ситуации, нас не встретил в Москве. Сейчас мы пытаемся
дозвониться до руководства. Пока безрезультатно, - говорят моряки. - Зато было
очень приятно, что в Москве нас встретили представители администрации области.
Спасибо губернатору!
Сейчас моряки готовят гражданский иск в прокуратуру к компании-работодателю о
возмещении морального и материального вреда, о нанесении ущерба их здоровью и
потере прибыли.
Главная задача - найти компанию и заставить заплатить
Дмитрий КАМЕННЫЙ, представитель МИД России в Архангельске:
- В этой истории, которая приключилась в Сьерра-Леоне с архангельскими моряками,
еще никто до конца не разобрался. Ситуация запутанная. С одной стороны, компания
официально заявляет, что на судне были и продукты питания, и медикаменты. Моряки
же утверждают, что ничего этого не было. Данный случай - это спор российского
работодателя и российских наемных рабочих. МИД не имеет прямого отношения к
расследованию этого дела, но дипломатические сотрудники всегда готовы помочь
своим согражданам, оказавшимся в затруднительном положении за границей.
Консульский отдел Гвинеи в курсе происходящего и сейчас принимает
соответствующие меры. Главная задача, которую необходимо решить на территории
России, - через правоохранительные органы найти эту компанию и заставить ее
оплатить проезд моряков домой и все, что им причитается по контракту.
|