Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
28 января 2004 (3)
ШИЛОВА Надежда

Рыбаки вернулись домой больные и без денег

Трое архангельских моряков с судна "Сардинелла", ставших невольными "заложниками" в Сьерра-Леоне, в ночь с пятницы на субботу вернулись домой. Последний месяц своего вынужденного пребывания в Западной Африке они испытывали острую недостачу в медикаментах, деньгах и продуктах питания. Сейчас моряки готовят иск в прокуратуру о возмещении морального и материального вреда к руководству компании ОГУП РДОМС "Волга" (она же - ООО "Астраханская база океанического лова"), а тем временем на борту "Сардинеллы" решения своей участи ждут еще шестеро архангелогородцев.

"Я похудел на десять килограммов!" - говорит член экипажа, мастер добычи Анатолий Боев. Анатолий и его друзья по несчастью - старший мастер добычи Сергей Корнилов и второй механик Сергей Селецкий - вернулись в Архангельск около полуночи 23 января. История, в которую попали архангелогородцы, оказалось очень запутанной, и разбираться в ней будут правоохранительные органы.

Путаница началась еще с заключения контракта. Как сообщили моряки корреспонденту "Известий", подбором экипажа для "Астраханской базы океанического лова" в Архангельске занималась роуминговая компания ООО "Двина Транс Гроуп".

- Но контракт в Архангельске заключен не был, - рассказывает Сергей Корнилов. - Нам сказали: "Заключите в Москве". А в Москве нам заявили, что контракт будет заключен на борту судна. 14 августа мы прибыли в порт Фритауна в Сьерра-Леоне. Но директор ОГУП РДОМС "Волга" Александр Феоктистов сказал, что контракты еще не отпечатаны. По его словам, "Волга" и "Астраханская база океанического лова" - это одно и тоже. И еще одна деталь: компания, казалось бы, астраханская, но на самом деле руководство сидит в Москве. Контракты с нами заключили только в сентябре.

На первый промысел архангелогородцы отправились 27 августа, а последнюю сдачу рыбы провели 3 октября. Все остальное время - более трех месяцев - сидели без работы.

- Хозяин местной фабрики перестал отпускать нам топливо и лед для охлаждения рыбы, - объясняют моряки. - Оказалось, "Волга" задолжала фабриканту приличную сумму. А топливо в Сьерра-Леоне действительно дорогое: 420 долларов за тонну. В сутки наш пароход более четырех тонн "съедал".

Архангелогородцы маялись под африканским солнцем без работы, еды и медикаментов.

- Нехватка продуктов ощущалась с первого же дня нашего пребывания в Сьерра- Леоне. Но особенно тяжело стало в декабре. 2 декабря мы получили от компании деньги: с вычетом за перевод сумма составила 284 доллара. Это на то, чтобы кормить 12 мужиков! Мы растягивали деньги, как могли. На обед всего экипажа - банка тушенки и макароны, - продолжает Сергей Корнилов. - С самого начала рейса не было достаточного количество лекарств, даже аспирин был в дефиците. Профилактических таблеток против малярии хватило только на месяц. Естественно, что весь экипаж заболел. Почти все - малярией, некоторые - чесоткой и другими кожными заболеваниями. На лицо старшего механика, изуродавнное болезнью, было жутко смотреть.

Между тем, по словам Корнилова, московское руководство компании сообщало родственникам членов экипажа, что моряки лечатся от запоя.

- Да какой запой может быть, когда температура на улице больше сорока градусов! - возмущается Сергей.

Сейчас моряки с теплотой вспоминают сотрудников украинского военного батальона ООН, которые кормили и лечили архангелогородцев.

За все время работы в Сьерра-Леоне моряки не получили ни копейки, хотя в Архангельске, когда набирали экипаж, им за добычу тигровых креветок обещали зарплату 2000-2300 долларов в месяц. Но не только отсутствие денег мешало морякам вернуться домой. У них были серьезные проблемы с визами.

- Когда в августе мы прибыли на судно, компания оформила нам 3-дневные визы, но затем так и не продлила их, - отметил Сергей Селецкий. - Нам было страшно даже выходить за покупками в город, ведь любой полицейский мог нас остановить, и тут бы начались неприятности. Кстати, трое членов нашего экипажа, которые перед нами отправились домой за свой счет, были задержаны полицией Гвинеи. Их выручил почетный консул России в Сьерра-Леоне Томас Альфа. Да и мы улетели только благодаря ему!

Почетный консул бесплатно предоставил билеты на вертолет Анатолию и двум Сергеям. На вертолете моряки пересекли залив и оказались в аэропорту Лунге.

- В Гвинее Канакри нас встретил вице-консул России Анатолий Мелехов. Он отвез нас в консульство, где с нами беседовал российский посол Владимир Дорошин, - вспоминает Сергей Корнилов. - После беседы он отправил в порт сотрудника посольства с тем, чтобы тот разрешил проблему с оставшимися членами экипажа. Сейчас на судне еще шестеро архангелогородцев.

По словам Сергея, их отправили сначала до Парижа на самолете с дипломатами и диппочтой. Причем, до самого трапа моряков провожали вице-консул и военный атташе российского посольства. Из Франции архангелогородцы вылетели в Россию. Билеты на самолет им оплатила компания.

- Самое удивительное, что никто из компании, по воле которой мы оказались в столь неприятной ситуации, нас не встретил в Москве. Сейчас мы пытаемся дозвониться до руководства. Пока безрезультатно, - говорят моряки. - Зато было очень приятно, что в Москве нас встретили представители администрации области. Спасибо губернатору!

Сейчас моряки готовят гражданский иск в прокуратуру к компании-работодателю о возмещении морального и материального вреда, о нанесении ущерба их здоровью и потере прибыли.

Главная задача - найти компанию и заставить заплатить

Дмитрий КАМЕННЫЙ, представитель МИД России в Архангельске:

- В этой истории, которая приключилась в Сьерра-Леоне с архангельскими моряками, еще никто до конца не разобрался. Ситуация запутанная. С одной стороны, компания официально заявляет, что на судне были и продукты питания, и медикаменты. Моряки же утверждают, что ничего этого не было. Данный случай - это спор российского работодателя и российских наемных рабочих. МИД не имеет прямого отношения к расследованию этого дела, но дипломатические сотрудники всегда готовы помочь своим согражданам, оказавшимся в затруднительном положении за границей. Консульский отдел Гвинеи в курсе происходящего и сейчас принимает соответствующие меры. Главная задача, которую необходимо решить на территории России, - через правоохранительные органы найти эту компанию и заставить ее оплатить проезд моряков домой и все, что им причитается по контракту.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя