Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
27 октября 2004 (41)
РАЗУМОВСКИЙ Ян

Александр КАЛИНИН, первый заместитель мэра города Архангельска:

В 2005 году Архангельск ждет кризис социальной сферы и ЖКХ

В 2005 году в муниципальном образовании "Город Архангельск" может сложиться кризисная ситуация с функционированием отраслей социальной сферы и жилищно- коммунального хозяйства, которые являются приоритетными при формировании городского бюджета. Специалисты связывают такие прогнозы с изменением налогового законодательства и сокращением доходной части бюджета. Об итогах исполнения городской казны за 2004 год и проблемах, связанных с формированием бюджета на 2005 год, корреспонденту "ВП" рассказал первый заместитель мэра Архангельска Александр КАЛИНИН.

- Александр Анатольевич, 9 месяцев года позади - можно уже подвести определенные итоги исполнения городского бюджета?

- Доходная часть городского бюджета за 9 месяцев 2004 года по налоговым и неналоговым поступлениям исполнена в сумме 1394,3 миллиона рублей или на 101,6% к бюджетным назначениям. Дополнительно получено доходов 21,3 миллиона рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 21,2% или на 243,8 миллиона рублей. Обеспечено выполнение плановых заданий по налогу на прибыль, налогам на совокупный доход, налогам на имущество, местным налогам и сборам, неналоговым доходам.

Вместе с тем не выполнен план по налогу на доходы физических лиц, акцизам и земельному налогу. Причиной невыполнения плана по налогу на доходы физических лиц остается несвоевременное перечисление налога налоговыми агентами, по акцизам - производство алкогольной продукции на ОАО "Алвиз" и реализация алкогольной продукции с акцизных складов ниже запланированного уровня. По земельному налогу не выполнен план на 5,4 миллиона рублей (23,3%).

За 9 месяцев текущего года была получена финансовая помощь из областного бюджета в сумме 1017,1 миллиона рублей на выплату заработной платы работникам образования, на реализацию федеральных и областного социальных законов, на капитальные вложения. При этом должен обратить внимание, что Архангельск не является дотационным городом. В 2004 году из 3,4 миллиарда рублей собираемых налогов на территории города освоили 1,9 миллиарда рублей доходов.

- Что происходит с расходной частью бюджета 2004 года?

- Расходная часть городского бюджета исполнена в сумме 2407 миллиона рублей (то есть на 96%). Основная доля расходов городского бюджета приходится на социальную сферу. За 9 месяцев текущего года на эти цели направлено 1501,4 миллиона рублей, или 62,4% от общих расходов бюджета.

Стабильной остается ситуация с выплатой заработной платы. Задолженности по зарплате по состоянию на 1 октября 2004 года нет. Подготовлены к началу нового отопительного сезона социальные учреждения города - детские сады, школы, больницы. На капитальный ремонт учреждений выделено 16,3 миллиона рублей. Расходы на городское хозяйство в целом составили 686,4 миллиона рублей (28,5 % от общих расходов). Значительная часть этих расходов была направлена на отрасль "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 536 миллионов рублей. В том числе на покрытие убытков организаций ЖКХ в связи с применением ими государственных регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению - 202 миллиона рублей или 37,7% от расходов по отрасли. На благоустройство территории города направлено 169 миллионов рублей (31,5% от расходов по отрасли). На финансирование объектов капитальных вложений за 9 месяцев текущего года ушло 142,8 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов - 42,3 миллиона рублей.

Следует отметить, что те обязательства, которые взял на себя городской бюджет, исполнены в полном объеме. В то же время из федерального и областного бюджетов недополучено средств на финансирование объектов строительства в сумме 18,2 миллиона рублей.

- Как построена работа по формированию бюджета на 2005 год?

- Организация работы по составлению проекта городского бюджета осуществляется в соответствии с распоряжением мэра города. Указанным распоряжением утвержден план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, установлены конкретные сроки и ответственные исполнители. Отдельным распоряжением мэра города утвержден состав комиссии по формированию городского бюджета на 2005 год, куда входят депутаты городского совета, руководители структурных подразделений мэрии города, городской налоговой инспекции.

В настоящее время продолжается работа с администрацией области по формированию межбюджетных отношений на 2005 год и согласованию показателей для формирования доходной базы городского бюджета (норматив отчислений от регулирующих налогов).

- Соблюдаются ли при формировании бюджета принципы гласности? Насколько бюджет прозрачен для населения города?

- Бюджетный процесс в органах местного самоуправления осуществляется в строгом соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Одним из таких требований является принцип гласности, предусмотренный статьей N36 Бюджетного кодекса РФ. Подготовка проекта городского бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с этим принципом: проект городского бюджета рассматривается на заседаниях постоянных комиссий депутатов городского Совета. График проведения которых размещается на сайте мэрии города (www.arhcity.ru), что дает возможность каждому горожанину принять участие в этих заседаниях.

- Как отразятся на формировании нового бюджета города изменения федерального налогового законодательства?

- В течение последних лет доходная база бюджетов всех уровней формируется в условиях проводимой налоговой реформы, целью которой является упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов с тем, чтобы снизить налоговое бремя. При этом существующее налоговое и бюджетное законодательство большую часть доходов консолидированного бюджета отдает в распоряжение федеральным и областным органам власти, то есть идет концентрация финансовых ресурсов на уровне Федерации и субъектов РФ. В то же время, местные органы власти лишены возможности сколько-нибудь существенно влиять на формирование своих бюджетных налоговых доходов. Эта тенденция сохранится и в 2005 году. Так, с 1 января 2005 года отменяется зачисление налога на прибыль в местный бюджет по ставке 2%, отменяется и местный налог на рекламу. Водный налог и госпошлина за регистрацию актов гражданского состояния будут зачисляться в федеральный бюджет.

Кроме того, в результате межбюджетных отношений существенно снижается доходная база городского бюджета в 2005 году. В настоящее время основная часть налоговых доходов городского бюджета формируется за счет отчислений от таких регулирующих налогов, как налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций. При этом в 2005 году предполагается сохранение нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет на уровне 2004 года только по налогу на доходы физических лиц. Городской бюджет теряет в качестве доходных источников 50% налога на имущество организаций, 20% налога на прибыль, 45% акцизов.

В итоге доходная часть городского бюджета сократится в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 360 миллионов рублей. С 2005 года произойдет разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На федеральный уровень передаются расходы городского бюджета по содержанию военных комиссариатов, на областной уровень - расходы городского бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения, содержание детских домов и школ-интернатов, заработную плату приемных родителей, содержание учреждений социальной защиты населения. Вместе с тем, расходы на заработную плату работников дошкольных учреждений и учреждений по внешкольной работе с детьми передаются с областного уровня на местный. В связи с этим произойдет увеличение расходной базы городского бюджета на 72 миллиона рублей.

- Значит уже можно говорить о том, что бюджет 2005 года будет дефицитным?

- При сохранении объема расходов городского бюджета в 2005 году на уровне текущего года, бюджетный дефицит составит 28%. Но в соответствии с Бюджетным кодексом РФ дефицит бюджета не может превышать 10%. Кроме того, в следующем году требуется обеспечить увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, расходов на оплату коммунальных услуг. В результате в 2005 году мы будем вынуждены сократить расходы городского бюджета по сравнению с 2004 годом на 500 миллионов рублей (25%).

Как следствие, прогнозируемых к закреплению за городским бюджетом финансовых ресурсов недостаточно для покрытия минимально необходимых расходов городского бюджета. Недостаток финансовых ресурсов приведет к невозможности сохранения действующей сети бюджетных учреждений и кадрового потенциала системы образования, культуры и здравоохранения, а также к изменению структуры расходов на социальную сферу, когда все средства будут направляться на выплату заработной платы и расчеты за коммунальные услуги. В городском бюджете будут отсутствовать средства, необходимые на развитие материально-технической базы образования, здравоохранения, на ремонт и содержание объектов ЖКХ, оплату долгов. О развитии муниципалитета не может быть и речи.

В 2005 году в муниципальном образовании "Город Архангельск" может сложиться кризисная ситуация с функционированием отраслей социальной сферы и жилищно- коммунального хозяйства, которые являются приоритетными.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя