Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
1 декабря 2004 (46)
РАЗУМОВСКИЙ Ян

Повышение зарплаты выгодно всем - и предпринимателям, и власти

Елена ПОПОВА, начальник управления по торговле и услугам населению мэрии Архангельска: Повышение зарплаты выгодно всем - и предпринимателям, и власти

Управление по торговле и услугам населению мэрии Архангельска координирует сразу три отрасли экономики: торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание. О состоянии этих отраслей, о перспективах развития потребительского рынка в областном центре корреспонденту "ВП" рассказала начальник управления Елена ПОПОВА.

Торговля

Эту отрасль экономики Елена Леонидовна называет одной из самых перспективных и динамично развивающихся в городе.

- Интересный момент - в целом по городу у нас, как ни странно, торговых площадей на сегодня не хватает. Проведенный нами анализ показал, что если в Октябрьском, Ломоносовском и даже в округах Варавино-Фактория и Северном наблюдается значительное перенасыщение торговыми площадями, то в остальных районах есть серьезная нехватка, причем касается она и продовольственных и непродовольственных товаров.

- А как вы определяете необходимое количество площадей для торговли?

- Существуют специальные нормативы, утвержденные СНиП 2,0701-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", не изменявшиеся, кстати, со времен социализма. Например, по городу в целом требуется 280 квадратных метров торговых площадей на 1000 жителей. Из них 100 квадратных метров - это норматив по продовольственным товарам, и 180 - по непродовольственным; по микрорайону соответственно 100 кв.м.: 30 - по продовольственным и 70 - по непродовольственным товарам.

- С нехваткой магазинов все понятно. Но разве плохо, когда их слишком много?

- Перенасыщение чревато прежде всего тем, что собственники площадей не могут сдать их в аренду. Арендная плата традиционно остается высокой, а товар не востребован. Более того, некоторые даже съезжают с ранее занимаемых площадей. Этот процесс мы наблюдаем в торговых центрах на Троицком проспекте.

- Какими товарами рынок Архангельска перенасыщен?

- Продуктами питания, особенно в центре города. Решением градостроительной комиссии мэрии города от 13.05.04 земельные участки под вновь устанавливаемые киоски и павильоны в Октябрьском и Ломоносовском округах не выделяются. Есть уже цивилизованные магазины, крупные торговые центры, которые предлагают необходимые продукты питания и оказывают качественные услуги. Среди непродовольственных товаров перенасыщение наблюдается на рынке бытовой техники.

- Каких товаров населению не хватает?

- Я бы сказала, что сейчас в городе не хватает мебели. Не хватает также качественной одежды и даже обуви. Вещи, которые приобретаются на оптовых складах и рынках Москвы, Питера и в Турции - это, по сути, один и тот же товар. Но население стало требовательнее! Население хочет покупать качественный товар, соответствующий модным тенденциям. Предпринимателям надо работать над ассортиментной политикой. А собственникам площадей, думающих о престиже, - над маркетингом. Прежде чем вывешивать объявления о площадях, сдаваемых в аренду, собственник должен провести мониторинг спроса и предложения. Лучше приглашать именно тех продавцов, товар которых будет востребованным.

- О нехватке торговых площадей вы уже сказали. Отсюда вопрос: появятся ли в городе в ближайшее время новые магазины?

- В 2004-2005 году в Архангельске должно быть сдано в эксплуатацию еще 17 торговых центров. По нормативу требуется 18. Но вообще, если мы говорим о перспективе развития города, то помимо вопросов градостроительства предпринимателям, собственникам зданий и продавцам необходимо решать вопросы более широкого применения передовых технологий, повышения уровня квалификации кадров (начиная с менеджмента, потому что рыба гниет с головы). Для этого надо учить кадры, вкладывать в это деньги.

Общественное питание

- Торговля у нас более-менее встала на ноги и опережает все остальные отрасли. Сейчас ставку, на мой взгляд, надо делать на общественное питание и бытовое обслуживание - то есть на то, на что в данный момент растет потребительский спрос. Цифры - вещь упрямая. Наибольшие темпы развития у этих отраслей.

- Почему тогда, если спрос на общепит растет, в городе так и не появилась сеть так называемого "фаст фуда"?

- Зато появились новые пиццерии и кофейни, так полюбившиеся нашей молодежи. Вместе с тем я бы обратила ваше внимание на медицину. Мы живем на Севере, и вопрос здоровой пищи здесь крайне актуален. Американцы и те ставят вопрос о пользе гамбургеров и хот-догов. Нам не нужен "фаст фуд". Нам нужна здоровая, сбалансированная национальная кухня, а это в первую очередь должны понимать специалисты общественного питания и собственники нежилых помещений, лучше в отдельно стоящих зданиях, в том числе и торговых центрах.

- А нужны ли Архангельску столовые?

- В центральных столовых города днем очереди от дверей, значит, такие объекты городу нужны. Норматив по общепиту - 40 посадочных мест на тысячу жителей, 8 - по микрорайону. У нас по общественному питанию достаточного количества пока нет.

- Как насчет летних кафе?

- Это серьезная проблема для города. Спрос рождает предложение. Можно было бы запретить их - если бы в домах на первых этажах появились альтернативные кафе. Необходимо планировать размещение торговых точек и кафе еще при проектировании и строительстве зданий. И мэрия сейчас это уже делает: обратите внимание, когда сдаются новые жилые дома - на первых этажах размещаются магазины и кафе. Что касается летних кафе на набережной Северной Двины, то, насколько мне известно, строительство предприятий общественного питания в районе набережной от ул. Поморской до ул. Логинова не планируется. Решено, что летних кафе на набережной будет меньше, а раз такой ажиотаж вокруг них, значит, земельные участки для их размещения нужно выставлять на конкурс - это решение градостроительной комиссии. Одно из требований - организовывать летние кафе вправе только профессионалы, имеющие в собственности ресторан, кафе, столовую. Кроме того, предпочтение будет отдаваться тем предпринимателям, которые смогут больше заплатить за аренду участков. Это уже серьезное пополнение городского бюджета.

Бытовые услуги

- В этой отрасли задействовано больше всего муниципальных предприятий. И они, кстати, приносят прибыль. Сейчас предприниматели догадались, что пункты бытового обслуживания надо размещать прямо в торговых центрах. Теперь в крупных магазинах вы сможете найти парикмахерские, салоны красоты, пункты приема заказов химчистки, даже ювелиров.

- Вы можете привести пример самого удачного симбиоза отраслей?

- Лучший вариант для предпринимателей, торгующих тканями: прямо в магазине разместить небольшое ателье, либо прием заказов. То же самое с парикмахерскими: торгуешь косметикой, красками для волос и содержишь тут же свой салон красоты. Это направление в городе уже развивается. Магазины, торгующие строительными материалами, могли бы стать посредниками в оказании услуг по ремонту жилищ.

- Хватает горожанам бытовых услуг или нет?

- По нормативу считается, что должно быть 9 рабочих мест на тысячу жителей. В Архангельске сегодня удовлетворение потребительского спроса на услуги обеспечено только на 70%. Конечно, объектов бытового обслуживания должно быть больше, чем по нормативу, рассчитанному еще в советские времена. Единственный вид услуг, который развит лучше в настоящее время по сравнению с началом 90-х годов, - это парикмахерские. Правда и их не хватает на островах и в отдаленных районах. Здесь следует также отметить, что изменился и потребительский спрос. Поэтому вопросы его изучения, также как и повышение квалификации мастеров, - наиболее важные.

- Как вообще решается проблема удовлетворения потребительского спроса на островах и в отдаленных районах города?

- Мы рекомендовали разработчикам областного законодательства утвердить корректирующий коэффициент "К 2", применяемый при расчете уплаты единого налога на вмененный доход, облегчить налоговую нагрузку предприятиям и предпринимателям, обслуживающим островные территории города, и предложения приняты. Это касается и торговли, и общественного питания, и бытовых услуг. Таким образом, все три отрасли будут там развиваться более интенсивно.

- Насколько предложение по всем отраслям соответствует покупательскому спросу горожан?

- Здесь все упирается в вопрос повышения заработной платы, который последние годы ставится очень часто на всех уровнях. Повышение заработной платы выгодно всем: и власти, и бизнесу. Эти же деньги придут и в бюджет в виде налогов, и к предпринимателям: обеспеченные люди позволяют себе делать больше покупок. Может, я и оптимист по натуре, но мне кажется, что у Архангельска очень светлое будущее. Перспективы развития потребительского рынка в городе широкие. Все отрасли развиваются и предоставляют основные рабочие места архангелогородцам. Трудности, конечно, есть, но все они решаемы.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя